EdTech контент: образование
не выходя из виртуальной реальности

Партнерская сессия в рамках форума IPQuorum 2021: Tech for Content

Использование EdTech-инструментария не так меняет образовательный процесс, как новые тренды Один из главных шоков пандемии – многомесячный общемировой онлайн формат в образовании. В интернет-классах оказались не только участники программ повышения квалификации, но все студенты и школьники. Система образования к такому повороту событий оказалась не готова, но в силу возможностей приспособилась к новым реалиям. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, что в два раза больше, чем за пару лет до этого. Особенно мощной была динамика рынка в России. Актуальность темы побудила организаторов IPQuorum 2021: Tech for Content уделить ей особое внимание. Вместе с представителями официального партнера форума холдинга «Газпром-Медиа» они провели специальную сессию «EdTech контент: образование не выходя из виртуальной реальности». Обсуждение получилось настолько живым и интересным, что зрители запросили рекомендации по использованию EdTech-инструментария в различных сферах образования.

Броня крепка

EdTech чаще всего связывают с онлайн-образованием, но это более широкое понятие, объединяющее все существующие технологии — от интерактивных досок до шлемов и очков виртуальной или дополненной реальности. И все это применяется в образовании, рынок которого растет, по словам представителя «Газпром-Медиа Холдинга» Анны Бохмат, невероятно быстрыми темпами: если в 2019 году он был оценен в 6,1 трлн долларов, то к 2030 году ожидается отметка в 10 трлн долларов. Но речь не только об объемах, но и о качественных изменениях на рынке. Например, в использовании VR/AR. По словам Бохмат, 97% студентов признались, что с большим удовольствием посещали бы занятия, с применением таких технологий.

 Но вот, что интересно: сами специалисты, разрабатывающие контент для VR, не столь оптимистичны в оценках будущего спроса на виртуальную реальность. «VR такая, какой она должна быть. Это отдельное направление, которое не вытеснит иные способы обучения, хотя бы потому, что это все еще дорого. С уменьшением стоимости VR-девайсов ареал ее использования, безусловно, расширится, но не настолько, как о том говорят», - убежден директор по развитию VR/AR направления компании Ланит-Интеграция Денис Тимохин.

А все потому, что VR применим не везде. Что-то он способен сделать так, как ни один другой инструмент: например, погрузить пользователя в мир картины и помочь не только увидеть, но и прочувствовать. Плюсом этой технологии является и то, что человеку в шлеме куда труднее отвлечься, чем студенту за компьютером.

Кстати, изначально VR использовалась в обучении техническим и ремесленным профессиям. Но это – в прошлом. Сейчас к разработчикам такого контента стали обращаться преподаватели, желающие «виртуализировать методологию». По словам Тимохина, задача нелегкая, но захватывающая. Один из недавних кейсов, его вдохновивших, связан с выполнением заказа американца, желающего использовать VR для обучения детей. С помощью шлема виртуальной реальности ученики попадали в комнату, где отвечали на вопросы, выбирая фигурку животного и перевоплощаясь в него. «Такая ролевая игра не только приводила к пониманию ребенком проблемы или задачи, но и помогала сформировать вывод, который сохранялся в виде видеофайла, так что следующая группа ребят могла с ним ознакомиться и тоже чему-то научиться», - пояснил Тимохин. – «В мире взрослых по этим же лекалам можно было бы построить обучение техникам продаж или переговоров».

По его мнению, технология VR продолжает совершенствоваться и уже совсем скоро станет возможным формировать настоящие виртуальные классы, где студенты или школьники будут выглядеть, как в жизни, благодаря новейшим технологиям распознавания лиц. Но не так важны технические возможности ближайшего будущего, как методы преподавания. По словам Тимохина, контент в обучающих программах чем дальше, тем больше уступает в значении методологии.

image

Главное – процесс

С такой оценкой согласен управляющий партнер компании «Смыслотека» Сергей Гевлич. Он признался, что, как создатель контента, должен ратовать за максимальный уход в образовательном процессе из офлайна в онлайн, но делать этого не намерен. На собственном опыте он убедился, что наибольший КПД в обучении достигается в момент перехода из офлайна в онлайн. Например, при создании видеоролика.

В Санкт-Петербурге в одной из самых обычных школ, но с преподавателями – энтузиастами, уроки сдвоены так, чтобы на первом из них дети написали сценарий будущего видеоролика, а на втором воплотили бы задумку в жизнь, работая в команде. Эффект, по словам Гевлича, потрясающий: дети забывают о переменах, в работу включаются ученики из других классов. «Мотивация смещается с традиционной оценки на командное творчество», - утверждает он. При этом навыки, которые за столь короткий период времени осваивают школьники, одни из самых нужных: анализ информации, выделение главной проблемы, построение композиции. Формат сотворчества, по словам Гевлича, работает и на более взрослых аудиториях, ведь в онлайне, в том же Zoom можно «расходиться» по «комнатам». «Убежден, что сегодня есть запрос не на знания как таковые, а определенные компетенции и навыки», - считает он. – «Важно, чтобы человек сам формировал свой навык целеполагания».

«Это один из новых трендов – спрос на гибкую образовательную траекторию», - убежден эксперт образовательной программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, основатель Neuromap.tech и платформы Teal.One Роман Рабинович. – «Если еще недавно считалось правильным еженедельно предлагать обучающемуся новый образовательный модуль, то сейчас ставка делается на то, чтобы сам студент озвучивал тему, которой хотел бы заниматься».

«Появился спрос на преподавателей, способных выстроить свой курс на основе обработки результатов работ студентов, то есть от педагога требуется умение работать с базами знаний, чего пока нет, и Data Science так и не институализирована в России как специальность», - утверждает Рабинович. И не одна только Data Science. По его словам, мир меняется столь стремительно, что классическое образование не успевает подстраиваться. Приходится разрабатывать и формировать курсы, компетенции и практики для пока еще не существующих специальностей самим. «Нельзя работать только на потребу рынка, плетясь за трендами. Я надеюсь, что на стыке образования и технологий появится некая новая методология, что-то наподобие того, что делают «Шанинка» или Британская высшая школа дизайна. Пора поменять ставку – с контента на методологию преподавания», - считает Рабинович.

И Teal.One, по его словам, успешно практикует blended learning (смешанный формат обучения) – онлайн и офлайн единовременно. Например, в «Сибуре» обучение в онлайн формате проходит в специальной аудитории, куда сотрудники приходят смотреть ролики и читать тексты. При этом они легко могли бы сделать это и на экране своего смартфона или компьютера, но предпочитают находиться в коллективе с тьютером. Рабинович не скрывает, что верит в то, «что онлайн спасет офлайн и мы должны разменять новые технологии на что-то большее, чем просто деньги, но при этом важно не потерять старый педагогический метод».

image

Слом системы

А локомотивом для нового образования могут стать корпорации. Хотя бы потому, что они как никто заинтересованы в конечном продукте – в приобретении компетентного специалиста. Между тем, большинство образовательных программ на рынке ориентируются на вкусы потребителя, который не всегда четко осознает, что ему потребуется в ближайшем будущем. Но корпорации готовы рискнуть и инвестировать в еще несуществующие  профессии. И могут себе это позволить. Именно корпорации порождают сегодня спрос на новые специальности, на новые инструменты и методы обучения.

«Корпорации действительно готовят грамотных «ремесленников» в самом хорошем смысле слова, но это – не про высшее образование, не про «подумать», не про смыслы или исследования. Но в том и заслуга EdTech, что они позволяют уменьшить число университетов, увеличив число колледжей», - считает директор образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селикова.

Она призналась, что считает прошлогодний тотальный уход образования в онлайн благом. «Многие с такой оценкой не согласились бы, но Россия, если хочет сохранить всеобщее бесплатное образование, вынуждена будет рано или поздно перейти на китайскую модель, когда есть «базовая» школа с преподавателями самой высокой категории, а в регионах обучение идет онлайн и тьютеры помогают разбираться с вопросами», - убеждена Селикова. По ее мнению китайская модель неизбежна, хотя бы потому, что образование уже сейчас – дорогое удовольствие, а всеобщее образование – «ужасно дорогая история для любого государства». И чем дальше, тем она будет дороже, так как доходы населения снижаются и, по всем прогнозам, новые поколения будут беднее ныне живущих. Селикова считает, что «только онлайн позволит сохранить доступ максимального числа людей к образованию», хотя, конечно, качество последнего не будет высоким, как и все, что в этом мире массовое.  Зато онлайн позволит сделать образовательный процесс доступнее и сэкономить время (например, на дороге к месту учебы).

Единственное, что, по мнению Селиковой, онлайн-формат не в состоянии решить – это проблему мотивации. Уже очевидно, что интернет-формат обучения развивается по иной модели, нежели традиционная, твердящая, что учится надо, «потому что надо». Между тем, образование смещается в сторону осознанного принятия человеком необходимости обучения на протяжении всей жизни. Правда, смещение это происходит медленно, но в любом случае даже новейшие технологии не способствуют пока  появлению новой мотивации. Есть исследования, что VR/AR стимулируют к образованию, что дети и взрослые, будучи погружены в виртуальную среду, лучше мотивированы, лучше усваивают материал, но это явление пока не носит массового характера и явно не стоит преувеличивать эффективность новых методов и инструментов. В образовании без офлайна не обойтись: многие специальности требуют отработок знаний и навыков, полученных в онлайн-формате, в реальной жизни.

«Недавно мы делали исследование по заданию «Газпром-Медиа Холдинга» и директор одной региональной элитной школы сказала мне, что единственный плюс вынужденного онлайна в образовании в 2020 году состоял в том, что чудовищная устаревшая машина всего, что лежит вне корпоративного образования, сдвинулась с места», - заявила Селикова.

Случился ментальный переход человечества и пути обратно нет.

Слайдикик разные фвмивол2

Контакты

Телефон:

E-mail: