Новости

Креативная экономика - это всегда эксперимент

26-27 апреля в Технопарке Инновационного центра "Сколково" состоится IPQuorum 2021: Tech for Content - один из крупнейших форумов в области креативных индустрий и интеллектуальной собственности. Он пройдет при поддержке Роскультцентра - государственной организации, помогающей креативному сообществу в регионах России реализовать свой потенциал. Директор ФГБУ "Роскультцентр" Марина Абрамова в интервью Российской газете рассказала о роли государства в развитии креативных индустрий.

В 2019 году президент России дал старт кампании по созданию культурных кластеров в регионах в рамках нацпроекта "Культура". В декабре прошлого года глава государства поручил правительству проработать механизмы преобразования промышленных зон в креативные кластеры. Наши партнеры уже реализуют соответствующие проекты по обустройству этих территорий, в их числе, например, Rurban Creative Lab, победители которого смогут реализовать свои проекты при поддержке инвестора.

Однако для успешной реализации арт-кластеров и творческих резиденций требуются не только высокие нормативные акты, но и множество проработанных решений на местах - разрешение на ведение деятельности и эксплуатацию выбранных территорий, бюджетирование и возможность льготной аренды, дальнейшее развитие инфраструктуры. Пока не во всех регионах это отработано. В некоторых странах важным элементом поддержки являются также специальные агентства, которые служат посредниками между сообществом творческих предпринимателей и городскими властями, поддерживая баланс в этой сложной межотраслевой работе. Мы видим, что таким путем тоже идут субъекты, формируя агентства по развитию креативных индустрий в Москве, Якутии, ХМАО, Ульяновске.

Все 85 субъектов уникальны и у каждого свой путь развития креативной экономики. Универсальной схемы, которая была бы эффективна для каждого региона, к сожалению, не существует, но можно выделить ряд первостепенных шагов, и они будут верны как для регионального уровня, так и для федерального. Прежде всего, необходимо создавать институты поддержки и развития креативных индустрий - в виде АНО, фондов или межведомственных рабочих групп под кураторством глав субъектов. Кроме того, важно закрепить сам термин "креативные индустрии" на уровне официальных документов: пересмотреть реестр профессий Министерства труда на предмет дополнений новыми специальностями, разобраться в ОКВЭД (Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности) и реестре отраслей, а также определить какие типы предприятий относятся к "креативным индустриям". После этого можно приступать к подготовке нормативных актов, законов, концепций. Последнее позволит поддержать креативные индустрии системно: льготной арендой, субсидиями, доступным кредитованием.

Эти решения особенно необходимы сейчас, когда творческие отрасли остро переживают последствия пандемии, а внимание к ним привлечено в том числе на глобальном уровне: ООН объявила 2021 год Международным годом креативной экономики.

С точки зрения роста и развития креативные стартапы немногим отличаются от технологических. Здесь точно так же работают инструменты инкубации, акселерации, венчурного финансирования. Творческие стартапы уже идут по этому пути, и проектов-акселераторов для их продвижения становится все больше. Особенно ярко они представлены в Москве и Якутии. В прошлом году Роскультцентр запустил две инициативы, нацеленные на интенсивное развитие предпринимателей и творцов из регионов - проекты Art Team и "Академия звука". Это тоже своего рода акселераторы.

И все же, на мой взгляд, в самой идее поддержки креативных стартапов есть известная трудность. Дело в том, что креативная экономика и прорывные идеи всегда подразумевает эксперименты и в творчестве, и в технологиях. Предугадать результат часто попросту невозможно. Между тем, существующие гранты и субсидии предполагают четкое описание продукта на выходе. Эту проблему каждый институт развития и творческий акселератор решает по-своему.

Креативные индустрии - самый молодой сегмент экономики. В буквальном смысле здесь работает молодежь, которой мы как ведомство призваны помогать. Сложность в том, что это не традиционная экономика, где опыт и экспертиза с небольшими изменениями передаются от старшего поколения младшему. Это новая реальность, новые профессии, новые навыки, новый рынок. Разумеется, встает вопрос о новом профессиональном образовании, которое поможет быть конкурентоспособным в этом мире. А глобальная перестройка образовательных стандартов - это всегда сложно и долго.

Самое быстрое решение - доступные бесплатные образовательные проекты по новым узкопрофильным навыкам. Дело в том, что в креативных индустриях стандарты образования не могут оперативно подстраиваться под запросы времени. Профессии, запросы рынка и требования работодателей меняются каждый день. Вузы не успевают адаптироваться к этому ритму и менять программу каждый год. В стране много талантливой и креативной молодежи, но ей не хватает необходимого набора навыков на стыке творчества и предпринимательства, умения не только генерировать идеи, но и воплощать их в форме рыночного продукта.

Рынок требует переосмысления образования и формирования новых стандартов, и мы в Роскультцентре решаем эту задачу, развивая обучающие и просветительские программы. И это тоже пример поддержки креативных индустрий государством, так как реализация этих проектов стала возможна благодаря содействию Росмолодежи, Фонда президентских грантов и Управления Президента РФ по общественным проектам.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году