Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ
Новости
18 апреля 2021
«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»
Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов — о том, можно ли запустить в России креативную экономику
Что такое Федерация креативных индустрий и как она возникла?
Федерация — это союз союзов. Ее появление является естественным результатом активностей рынка в 2020 году. Федерацию учредили организации, которые представляют интересы разных направлений креативных индустрий. Но мы не занимаемся локальными проблемами отдельных направлений: архитектуры, театра или моды. Нас интересуют кросс-индустриальные задачи, связанные с развитием инфраструктуры рынка, корректировкой законодательства, разработкой сервисов и продуктов, которые будут одинаково полезны всему сектору. Пример такого проекта — «Тревожная кнопка» для креативных индустрий. В основе своей это консультационный центр, которым сможет воспользоваться любой креативный предприниматель, столкнувшийся с проблемами защиты интеллектуальной собственности. Этот проект разрабатывается сейчас Комитетом по GR и праву. Всего у нас семь направлений работы, каждое из которых представлено отдельным комитетом в структуре Федерации, и курирует его один из членов Правления. Задача этого года — запустить по одному значимому проекту в рамках каждого комитета.
Какие другие важные проекты и инициативы сейчас разрабатывает Федерация? Вы упомянули «Тревожную кнопку»…
Продолжается проект 100 Most Creative Russians (100MCR.com) — топ-100 креативных лидеров России. Очень важный для нас проект для консолидации и популяризации сектора. В этом году мы пошли в регионы. Первый регион, который мы исследовали, — Республика Татарстан. Результаты будут на сайте проекта, можно подписаться на рассылку — Tatarstan.100mcr.com. Идут переговоры с партнерами в Сибири, на Урале, в Якутии, на Дальнем Востоке и Кавказе.
Федерация как крупное отраслевое объединение занимает сильную переговорную позицию в диалоге с государством. Мы участвуем в правительственных и экспертных дискуссиях, прямо сейчас вносим предложения в планы реализации стратегических документов, добиваемся корректировки законодательной базы.
Вместе с экономическим факультетом МГУ и Роскультцентром готовим несколько комплексных исследований российского рынка креативных индустрий, а также общие критерии оценки эффективности сектора.
Ведутся активно переговоры по формированию первого банковского продукта для предпринимателей креативных индустрий.
Как бы Вы определили креативные индустрии и их место в российской и мировой экономике?
Есть разные взгляды на значение термина. Мы остановились на следующей формулировке: креативные индустрии — сферы деятельности, в которых компании, организации, объединения, индивидуальные предприниматели и самозанятые граждане в процессе литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, культурной активности за счет капитализации, коммерциализации прав интеллектуальной собственности производят продукты, товары и услуги, обладающие экономической ценностью.
Теме интеллектуальной собственности в Федерации мы уделяем особое значение. И это серьезно отличает нас от других отраслевых объединений. Экспертизу по теме мы получаем от представителей Ассоциации IPChain, Федерации интеллектуальной собственности и УПРАВИС, которые также в составе учредителей.
Относительно места креативных индустрий в мировой экономике. 2021 год назван ООН Годом креативной экономики, и Россия официально активно участвует в этой повестке. Так что смело можно говорить о том, что значение развития человеческого капитала велико, как никогда, и вопрос только в создании институциональной среды. Как говорит председатель правления ФКИ Александр Аузан: «Сфера креативных индустрий может стать предметом национальной гордости». Конечно, речь идет о влиянии, которое она может оказать на перезапуск национальной экономики.
Как Вы видите важнейшие задачи Федерации?
Сейчас мы работаем в рамках комитетов, активно слушаем рынок, формулируем подходы, выстраиваем план действий. В течение года каждый комитет представит результаты своей работы.
Широкий фронт работ для нас — взаимодействие с существующими событиями и партнерами. На IPQuorum 2021: Tech for Content у Федерации будет отдельный тематический блок, я сам как спикер приму участие в сессии «Время творить. Как стимулировать рынки креативных индустрий». С ПМЭФ работаем прямо сейчас, обязательно будем участвовать в Российской креативной неделе. На EXPO 2020 в Дубае лейтмотив российского павильона — креативные индустрии, и мы помогаем Минпромторгу в формировании деловой программы.
Тема креативных индустрий бурлит в нашей стране, очень много входящих запросов и предложений. Этот год креативной экономики в самом разгаре, и мы, с одной стороны, стремимся зафиксировать ключевые направления для себя и заниматься ими, но, с другой стороны, 30% времени я закладываю на непредсказуемые предложения и запросы. Целый рынок сейчас — как один большой стартап. Нужно оставаться гибким и внимательным.
Что представляет собой Конвенция развития креативного сектора в России, которая упоминалась на недавнем заседании правления? Можно ли говорить о стоящей перед экономической наукой проблемой измерения «креативности» и создаваемых креативными индустриями «стоимостей»?
То, что мы хотим сделать в масштабах страны, требует объединения разных сил. Эти силы — это в основном ведомства, которые держатся за экономические инструменты и управляют существующими секторами. Все креативные индустрии разбросаны по разным ведомствам. Минпромторг занимается промышленным дизайном, Минкультуры — кино и анимацией, Минстрой — архитектурой и т.д.
Нужна стратегическая выкладка, которая позволит участникам процесса объединиться вокруг общей цели. Конечно, новое министерство создавать никто не планирует, оно не нужно. Министерства креативных индустрий нет ни в одной стране мира. Но нужен оператор, который мог бы в нужный момент скоординировать усилия разных игроков. В Конвенции все эти взаимодействия должны быть урегулированы в масштабах страны. Такая корректировка станет возможна в том числе за счет единой методологии оценки и прогнозирования эффективности креативных индустрий. Это должен быть лаконичный документ, который позволит всем прийти к единому пониманию, что именно можно сделать вместе и какую это принесет пользу, какой вклад это внесет в ВВП и развитие человеческого капитала.
Не стоит ли перестать оценивать креативные индустрии по их вкладу в ВВП?
Доля рынка в ВВП — стандартный показатель. Другое дело, как считать этот процент. Из-за разных подходов и часто недостаточности достоверных данных сегодня возникают разногласия. Одни дают 2%, другие — 4, третьи — 6. Но вы правы в том, что считать нужно не только вклад креативных индустрий в ВВП. Нужны другие неочевидные показатели эффективности сектора. Над этим мы сейчас активно работаем тоже.
Что надо исправить в российской экономической политике для поддержки креативных индустрий?
На сегодняшний день ясно, что связующее звено между творчеством и экономикой — это интеллектуальная собственность. Именно из этого необходимо исходить, адаптируя российскую экономическую политику к реалиям постиндустриального общества. Например, наша система налогообложения ориентирована на материальное производство, где множество работников выполняют стандартные операции, производя унифицированный продукт. В такой модели все легко калькулируется, выражается в конкретных цифрах. Однако, когда мы применяем такой подход к творческому, интеллектуальному производству, условно говоря, взимаем с лицензионных договоров такой же налог на добавленную стоимость, как с договоров на поставку сигарет, мы скорее демотивируем авторов, убиваем инициативу.
Нужно предоставить креативным предпринимателям и всем тем, кто создает нематериальные активы, своего рода налоговые каникулы. Государству стоит дать креативным индустриям возможность пожить какое-то время в чуть более легких регуляторных условиях. За это время обязательно сложится инфраструктура, выйдут на арену новые игроки, сформируется спрос. Последнее особенно важно. Рассуждая о поддержке творцов, мы часто забываем о второй стороне — потребителе креативной продукции. Его тоже нужно поддержать, дать ему возможность сделать выбор в пользу российского дизайна, российской моды, российской архитектуры. У нас сейчас огромная доля импорта, что ставит отечественный бизнес в сложные условия. Зачастую российским креативным предпринимателям сейчас выгоднее сразу выходить на зарубежные рынки. Многие технологические решения сразу «затачиваются» под Китай, Америку или Ближний Восток.
Рост уровня жизни и повышение покупательской способности населения необходимо увязывать с популяризацией российской креативной продукции в сегменте масс-маркета. Помните, в 90-е была кампания «Покупай российское»? После СССР люди настолько не верили в отечественное, настолько увлеклись лейблами «Made in USA», что им приходилось специально напоминать: в нашей стране тоже производится много замечательного. Сегодня о продукции тех же российских дизайнеров знает ничтожно малая доля населения, среди них, в первую очередь, завсегдатаи креативных пространств. Эту ситуацию нужно менять, и это комплексная задача. Важны не только те, кто придумывает и производит, но и те, кто все это будет покупать.