Новости

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

Музыкальный рынок — один из самых структурированных с точки зрения работы с интеллектуальными правами. Помогает ли это отрасли в период пандемии, «Культуре» рассказал президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев.

—  Сергей Юрьевич, как повлиял кризис, вызванный коронавирусом, на сферу интеллектуальной собственности?

Давайте разделим понятия. Отдельно поговорим о влиянии на предпринимательскую деятельность, отдельно — о влиянии на сферу интеллектуальной собственности, ведь это важный и для предпринимателей, и для творцов правовой механизм. Про бизнес долго говорить не буду, все знают, что значительная часть предпринимателей просто утратила источники дохода — концертная деятельность, кинопоказы, часть торговли, ресторанный и туристический, выставочный бизнес. В России общество тяготеет к очному формату потребления творческих продуктов, поэтому сегмент пострадал сильнее, чем в других странах. Жаль, что органы власти за малым исключением не смогли адекватно отреагировать на это.

—  А что с правовыми механизмами?

Во-первых, именно они обеспечивали прямо или косвенно встраивание авторов, создателей творческих продуктов в цепочки продаж — гарантировали их доход как через договорное, так и через бездоговорное управление. Естественно, все эти доходы обнулились, и до их восстановления еще весьма далеко. Эти цепочки само государство, как гарант прав, предпочло не заметить. Люди, по которым пандемия буквально ударила — музыканты, исполнители, авторы текстов, — остались за бортом поддержки.

Во-вторых, попытка мгновенного перемещения творческих продуктов из офлайн в онлайн не была беспроблемной. Сколько нарушений прав произошло при размещении контента в сети Интернет! Только сплоченность российского общества перед лицом внешней опасности не привела к множеству исков и споров. Но вопросы перед правовой системой остались — как в части механизмов реализации прав, так и в части связанных с ними финансовых вопросов.

—  Как сферу прав на интеллектуальную собственность меняет цифровизация, появившиеся в прошлом году «цифровые права»?

Самое интересное сейчас даже не «цифровые права», а менее распиаренные изменения — гражданское законодательство признало в явном виде договоры, заключенные в цифровой форме. Сухие буквы закона говорят, что если цифровая запись дает возможность в неизменном виде воспроизвести содержание сделки и если использован любой способ, позволяющий достоверно определить лицо, выразившее волю, то сделка является письменной. Это конец эры «бумажных договоров». Ведь каждый автор, правообладатель и потребитель могут формировать такие записи в блокчейн-инфраструктуре — эта технология наилучшим образом обеспечивает неизменность. А если согласовать условия такого договора между сторонами поможет IT-сервис — получается настоящий legaltech (технологические решения для юристов и юридического бизнеса). Следить за исполнением такого договора тоже может цифровая система. Работа с правами становится доступной и простой. Мы вступили в новую эпоху. Я ее называю эпохой цифрового правового самообслуживания.

—  Вы упомянули технологию блокчейн. Какие у нее еще есть преимущества?

На сегодняшний день это самая удобная технология для работы с интеллектуальными правами. Про сделки в цифровой форме я уже сказал — неизменность содержания сделки блокчейн гарантирует. Но есть и еще важные моменты — чейнкоды могут автоматически блокировать случайное или умышленное нарушение прав. Если условия и параметры лицензионных договоров записываются в машиночитаемом виде, то блокчейн-инфраструктура справится с рутинной работой по их исполнению — учету объемов использования, своевременному перечислению роялти.

Госрегистрация сделок тоже может стать мгновенной — например, в случае, если вы в цифровой форме совершаете сделку с несколькими музыкальными произведениями и товарным знаком. Сейчас права на музыку могут перейти к покупателю сразу, а вот с получением права использования товарного знака лицензиату придется подождать: Роспатент должен выполнить бюрократическую процедуру, предписанную ему, и зарегистрировать переход прав. В блокчейн-сети эта проблема легко решается — ведомство могло бы проводить процедуру регистрации в ходе консенсуса блокчейн-сети (согласия всех участников распределенного реестра с внесением данных). При наличии списков лицензиатов — «белых списков» — легко можно бороться с нарушителями: удалять нелегальный контент из поисковых выдач, блокировать пиратские ресурсы. Получается, что можно легко переложить рутинную функцию предотвращения нарушений и защиты прав на бездушную машину и чейнкоды, оставив за человеком главное — определять, кому и на каких условиях он хочет передать право, и просто выразить свою волю с помощью цифрового сервиса.

—  Изменит ли искусственный интеллект (ИИ) рынок интеллектуальной собственности?

Для меня ИИ — это всего лишь эффективная технология обучения, которая дает невероятные и недостижимые ранее возможности для работы с информацией. Технологии этого класса важны для сферы интеллектуального права. Напомню: чтобы такое право возникло, нужно что-то создать творческим трудом. С проверкой того, что вы действительно создали, а не скопировали тот или иной объект, системы машинного обучения, искусственного интеллекта справляются лучше многих экспертов. Они отлично обнаруживают заимствования, которые иногда случаются неумышленно.

Не менее важную роль ИИ играет в распознавании объектов. Они помогают сказать, что за произведение мы видим или слушаем и, естественно, кому оно принадлежит. В качестве примера можно привести музыкальный сервис Shazam. Нарушителей прав прекрасно ищет российский сервис n’RIS Antipiracy, который за минуты анализирует сотни сайтов и находит нелегальные копии фильмов. Приведу в пример и российский сервис «Замша» — он с высочайшей долей вероятности распознает и создает список музыкальных и литературных произведений, прозвучавших в эфире радиостанций и телеканалов. Роспатент недавно представил прототип сервиса, подобного Shazam, но для сферы торговли и услуг: достаточно навести камеру смартфона на фасад торгового центра, и приложение найдет все охраняемые товарные знаки и скажет, кому они принадлежат. Это важно для борьбы с контрафактом в офлайн-мире.

—  Насколько, по вашему мнению, сейчас эффективно защищаются авторские и смежные права исполнителей?

Думаю, это этот сегмент один из самых структурированных и внятных по работе с интеллектуальными правами в креативной экономике. Музыка — один из важнейших творческих продуктов, ее язык универсален, а рынок настоящей музыки всегда глобален. Сегодня существует множество сервисов для частного прослушивания — например, «Яндекс.Музыка», сейчас «Сбер» (больше не-банк) запускает «Сберзвук». Есть iTunes, есть Spotify… Для общественных пространств — от торговых центров до спортзалов есть сервис Fonmix, который обеспечивает правомерную озвучку. Он следует общемировым трендам платформенной экономики: не так давно стал владельцем «Мелодии» — платформы, имеющей доступ к правам на контент.

Музыкальный рынок движется в сторону цифрового, автоматизированного и индивидуального управления правами. В этой сфере остается решить проблему использования бесхозных, сиротских произведений, автор или правообладатель которых неизвестен, и сделать «витрину» произведений бескорыстных авторов — этим сейчас активно занимается Министерство культуры в рамках своей программы цифровой трансформации, и тогда вся система, как пазл, сложится.

Большую роль в подготовке цифровизации в этой сфере сыграла система коллективного управления правами. Тысячи исков Российского авторского общества весьма быстро сформировали понимание института интеллектуальных прав и того, что нематериальный продукт имеет цену.

—  Существует мнение, что сегодня именно в России зарождается новая нормативно-технологическая реальность по управлению интеллектуальной собственностью.

Да, это объективно так. Конечно, не только и не столько потому, что мы такие умные, а потому, что у нас нет багажа обычаев прошлого века. У нас нет достаточного количества посредников — специалистов в области интеллектуальной собственности, которые могут в старой парадигме решать проблему авторов и бизнеса. Григорий Петрович Ивлиев, руководитель Роспатента, приводит убедительные цифры, которые говорят о нехватке многих тысяч специалистов.

С одной стороны, это плохо, а с другой — возможно, хорошо. Готовить специалистов, конечно, нужно, но, на мой взгляд, мы все равно не сможем подготовить такое количество профессионалов. Поэтому наш путь другой — автоматизация права, развитие сервисов правового «самообслуживания». Те решения, которые мы создаем внутри страны, — прогрессивные. Они изначально базируются на понимании актуальных проблем, используют такие современные технологии, как блокчейн для фиксации права и гарантий неизменности содержания договора и искусственный интеллект для проактивного предотвращения нарушений прав, например, для мониторинга эфира.

—  Какая главная проблема, на ваш взгляд, в сфере интеллектуальной собственности в России?

Еще года три-четыре назад я бы сказал, что главная проблема — неуважение к творческому труду. Тогда ситуация была такая — взял и использовал чужой продукт, не важно, имеешь ты право или нет. Это было видно по объемам пиратского рынка в интернете, объемам контрафактной продукции. Но эта эпоха закончилась — общество научилось понимать и ценить креативность и продукты, созданные талантом.

Сегодня главная проблема — бессистемность и оторванность институтов власти от реальности: и «реальной» реальности, и цифровой. По системности взаимодействия государственных и частных механизмов защиты прав в международном индексе мы провалимся ниже 40-й позиции. Вся наша система государственных гарантий, обеспечения интеллектуальных прав — родом из материального, ресурсно-сырьевого мира. Поэтому институциональной среды — ни инвестиционной, ни налоговой — для развития новых форм той самой креативной экономики у нас пока создать не получилось. Но уверен, что получится. Другого выхода просто нет.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году