Новости

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

В перспективе ближайших трех лет искусственный интеллект научится генерить музыку, которая будет почти неотличима от того, что создают люди. Однако ИИ вряд ли сможет вытеснить композиторов и исполнителей: его продукт вторичен и не может дать слушателям те же эмоции, что вызывают настоящие хиты.

На сессии «Музыка без музыкантов» форума IPQuorum 2021: Tech for Content в Сколково обсудили будущее музыки в условиях наступления цифровых технологий. Модератор дискуссии, управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерия Брусникина привела успешные кейсы, которые уже потрясли мир. Например, у японской виртуальной певицы Мику Хацунэ (за ней стоит Crypton Future Media) 2,5 млн подписчиков в Facebook и свыше 1 млн в YouTube. Хацунэ с 2007 года не только выпускает диски, но и выступает с концертами. Голос синтезируют при помощи программы Vocaloid (Yamaha Corporation), видео проецируют на специальный экран. Из более свежих примеров: в TikTok сейчас суперпопулярен виртуальный робот-рэпер FNMeka, у которого 9 млн подписчиков.

Есть наработки в этой сфере и у российских специалистов. Гибридом человека и машины стал проект Effective Records по оцифровке DJ Imanbek (артист в этом году получил «Грэмми» в номинация «Лучший ремикс»). «В условиях пандемии, когда концертная деятельность свернулась, к нам поступили запросы на участие DJ Imanbek в виртуальных фестивалях. Мы оцифровали костюмы и персонажа, теперь он есть в готовом виде, полноценный шоу-продукт, — рассказал генеральный директор Effective Records Кирилл Лупинос. — Живые интеграции, конечно, никуда не денутся, но сейчас артисты должны иметь цифровое альтер эго».

Чтобы понять, есть ли будущее у музыки нейросетей, нужно ответить на вопрос, что такое творческий процесс. «Если это компиляция, то у искусственного интеллекта в среднесрочной перспективе есть будущее. Тогда это только вопрос технологий и количества мощностей, задействованных в обработке информации, — поделился генеральный директор Universal Music Russia Максим Власов. Если творческий процесс — это что-то большее, что-то интимное, то в ближайшее время прорыва не будет».

Не так категоричен основатель и руководитель онлайн-платформы TopHit Игорь Краев, победит маркетинг. «Неважно, кем сгенерирован контент, важно — сколько денег вложено в его продвижение, — уверен эксперт. — Каждый месяц на площадки загружается больше миллиона фонограмм, созданных людьми. Акцент надо делать на то, кто и каким образом продвигает контент».

Отдельная тема — регулирование авторского права на произведения, созданные нейросетями. И здесь Россия не исключение: то, что создается искусственным интеллектом, законодательно не отрегулировано во всем мире. «Нейросеть не способна на интеллектуальную деятельность. Не может создавать объекты авторского права. Творцом может быть только физическое лицо, только человек», — поделилась своим мнением генеральный директор IP Codex Наталья Полианчик.

Вместе с тем искусственный интеллект уже способен оценить эмоции, которые музыка вызывает у слушателей, и объяснить, почему так происходит. Для этого разработан алгоритм Emuse от IPChain Lab. По словам руководителя проекта Emuse IPChain Lab Александра Кузяева, разработчики готовы пойти дальше — синтезировать продукт, который будет невозможно отличить от созданного человеком. А в FONMIX делают ставку на рекомендательные сервисы на основе исследования эмоций при помощи нейроинтерфейсов — приборов, которые могут даже в домашних условиях позволить снять электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Стоимость подобных девайсов сейчас — 100-200 долларов. «Искусственный интеллект способен найти те закономерности, на которые человек не обратил бы внимания», — подчеркнул технический директор FONMIX Олег Пролубщиков.

«При всем том машина не может создать эмоцию, а это — основное в творчестве, — завершил дискуссию Кирилл Лупинос. — Люди отличны от компьютера тем, что у нас есть фантазия, есть уникальная эмоция, которую испытывает пианист или композитор, когда создает произведение. Более того, ни одна нейросеть не способна к абстракции высокого уровня, эта функция доступна только человеческому мозгу, здесь компьютер и технология вторичны. Более того, только человек может сформулировать символическое представление, репрезентацию, эксплицитную теорию мира и поделиться ей с окружающими».

Организаторы Форума — Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступают Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума — агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума — холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия —– Первое музыкальное.

Мероприятие проходит при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино  телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content — ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры — Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» — главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году