News

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

Конференция «Медиа и искусство. Как технологии новых медиа меняют художественные практики» состоялась 27 апреля 2021 года на территории Технопарка инновационного центра «Сколково» в рамках форума по интеллектуальной собственности IPQuorum. 

Тон дискуссии задал главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов, заявивший, что технологии для творчества -  и инструмент, и катализатор одновременно.

  • Стоит обратить внимание на то, что 45 тысяч лет назад появился разумный человек, умеющий делать то, чего не умеет ни одно существо на Земле - коммуницировать с помощью создаваемых им художественных образов, иными словами - творить, креативить. В это же время человек овладел и абстрактным мышлением - эти явления однозначно связаны друг с другом, феномен ещё ждёт изучения. 

Сотни видов и жанров искусства можно условно разделить на пять направлений: зрелищные действа,  украшения, изображения, тексты, аудио- и видеозаписи. Первые три появились одновременно с появлением человечества, а вот тексты и записи - совсем недавно. Характерно, что за это время ни одно из направлений не прекратило своего существования - налицо только расширение прежних и добавление новых, причем все виды искусства постоянно пересекаются и смешиваются - коммуникация с помощью художественных образов порождает всё новые и новые виды и подвиды.

Развитие технологий часто ошеломляет, однако даже при первом рассмотрении становится ясно, что образы и сюжеты остаются традиционными. В XVII веке Сервантес едко описал источник безумия Дон Кихота - рыцарские романы. Не все помнят, что этот вид литературы появился как раз благодаря технологическому прорыву - бурному развитию книгопечатания, став одним из первых коммерческих массовых жанров (то есть, креативной индустрией, как мы бы сейчас сказали). Параллели между сюжетами таких романов  и современных телесериалов видны невооруженным взглядом. 

А вот другой пример креативной индустрии России XVII века - лубок, массовая дешевая полиграфия для самых широких масс крестьян и горожан. Перед вами - один из самых распространенных сюжетов лубка «Кот Казанский» - то же самое  вы сейчас видите в соцсетях.

 

Развитие жизни и искусства на Земле

https://lh4.googleusercontent.com/2I14cVUzjLmxST2PwlSNLSEi-Jx2F_4NwgVN1XLDUslGQuc5d3tde4mjEOA_ULHuMz0CLB7lgop3DIjZRKva1aJ0xgmWkG3RdSLe1kEMTL_S_tZxUy3ACs0ASKgKUqxhXBXsHzhU

Источник: InterMedia

 

Затем слово взял главный редактор сайта Кино-Театр.Ру Жан Просянов. Он рассказал, что пандемия коронавируса принципиально изменила способы взаимодействия зрителей с кино, и кинотеатральные сборы за счет этого сократились в два раза.

  • В этом году главный тренд – мы уходим в веб, а производители подтягиваются за зрителем. Например, крупнейший производитель сериального контента «Марс Медиа» заявил, что в ближайшие два года поменяет свой портфель – более половины проектов будут производиться для стриминговых сервисов, – отметил эксперт.

Что же касается новых технологий (вертикальное видео, VR, интерактивное видео и др.), применяемых в киноиндустрии, то в долгосрочной перспективе они станут обычным явлением, но пока что остаются «лишь трюками ради трюка». Существующие цепочки дистрибьюции еще не готовы к интеграции такого контента.

  • Групповой опыт просмотра фильмов будет утрачен. Уже скоро поход в кинотеатр можно будет приравнять к походу в театр. Сейчас же зритель может получать эмоции не только от самого просмотра, но и от возможности разделить контент с кем-то, поделиться впечатлениями.

По мнению спикера, наиболее интересно то, как объект авторского права совмещается с реакцией зрителя на него. 

  • Авторское право должно менять форматы взаимодействия, чтобы зрители могли без проблем для себя создавать мемы с участием любимых героев, осознавая, что тоже являются участниками правовой системы.

Музыкальный обозреватель издательского дома «Коммерсант» Борис Барабанов отметил, что отдельным произведением искусства в современном мире может быть даже рекламная кампания, и рассказал об этом на примере истории продвижения альбома Пола Маккартни «McCartney III».

  • Многие небезосновательно полагают, что выпуск новых альбомов музыкантами старшего поколения имеет смысл лишь для привлечения внимания к своим бэк-каталогам. Так, в 2020 году авторские права на 600 песен Боба Дилана были проданы за 300 млн долларов, и это была крупнейшая сделка такого рода. Пол Маккартни пока не собирается расставаться с правами на свои песни, но тоже рассчитывает на приличный доход со своих творений. Рекламная кампания альбома «McCartney III» оригинально совместила в себе возможности цифровых сервисов и офлайн-активности. Во время акции «12DaysOfPaul» на стенах, билбордах и заборах во множестве городов мира появились нотные записи еще не вышедших песен, сопровождаемые краткой информацией о новом альбоме. Так фанаты получили возможность записать собственный кавер – своего рода трибьют будущему, еще никем не услышанному альбому. Это отсылка одновременно и к прошлому, и к будущему музыки. В Средневековье музыка существовала только в виде нотной записи. Произведение не существовало вне исполнения и рождалось каждый раз заново, – объяснил спикер. – А будущее - это возможность, благодаря соцсетям и цифровым площадкам, близко общаться с фанатами, мгновенно доставлять им новый контент и даже делать их своими соавторами.

Альбом вышел сразу на нескольких площадках (Apple Music, Spotify и др.), и для каждой Пол Маккартни нашел особый способ репрезентации материала, выразив таким образом уважение к пользователям, которые привыкли, что артисты делают на всех платформах одно и то же . Отличия в подаче контента подогрели интерес поклонников и принесли автору дополнительный доход.

Третьей частью кампании стал альбом ремиксов от популярных современных исполнителей (Бека, Доминика Файка, St. Vincent и др.).

  • Получается такой бутерброд, где внизу – записанный трибьют, посредине – оригинальные версии песен, а сверху – собрание ремиксов. Зачем Пол все это сделал? Во-первых чтобы добиться того, что у него не получалось последние 32 года, – занять первое место в британском чарте. Во-вторых - чтобы сфокусировать внимание аудитории на новом материале и таким образом показать, что он не из тех, кто по десятому разу впаривает ей одно и то же .  Это  – пример того, как рекламная кампания становится отдельным художественным произведением, создает новые смыслы и образы. Люди считывают их и относятся к такой рекламе как к самостоятельному произведению, – подытожил Борис Барабанов.

Комментируя выступление эксперта, Евгений Сафронов отметил, что в целом индустрия звукозаписи переживает тяжелые времена, что и привело к росту потребности на оригинальные решения. Он продемонстрировал диаграмму из исследования «Культура и культурные индустрии в РФ 2020», где наглядно продемонстрировано падение доходов индустрии.

 

Доходы мировой индустрии звукозаписи с учетом инфляции, 1991–2020 гг., млрд долл.

https://lh5.googleusercontent.com/upPh_1wm6BhlJurTf-bfieIM0opfgnoyANnJJULSOyIVBfeyO2u4fApXhy1PDyyxUTL_WhrZ7mXPjaZZlioSVwDtCDku2XFGBes2tx3aBlBkpWll9LkGz5GOS-R_9CMLKa5gTxRj

Источник: InterMedia

 

Президент Ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил, что устройство общества зависит от типа превалирующего медиа. По мнению спикера, интернет изменил коммуникационную среду, поскольку позволяет сочетать все виды контента.

  • Интереснее всего поощрять практики, связанные с культурой ремикса, – современные художники повторно запускают в оборот знаки, символы и другие элементы культуры прошлого, тем самым поддерживая связность, память и актуальность.

Кроме того, эксперт считает, что должно быть как можно больше легальных произведений, свободных от ограничений, которые новые художники могли бы интегрировать в свои произведения.

Академический директор научно-образовательного центра Digital IP Иван Близнец отметил, что с древних времен почти ничего не изменилось, но раньше результаты творческой деятельности могла видеть лишь небольшая аудитория - семья или племя. Сегодня же любой объект авторского права, оказавшийся в интернете, становится доступным для неограниченного числа пользователей. При этом сложно проконтролировать распространение таких объектов.

  • Необходимо ли изменить закон об авторском праве с учетом того, что основные его объекты используются в интернет-среде? Да, но это должны быть продуманные, точечные изменения. Я категорически не приемлю позицию, что авторское право устарело и является тюрьмой для авторов и пользователей, - заявил он.

По мнению эксперта, важно искать нюансы, которые позволяли бы решать возникающие проблемы и осуществлять эффективную защиту объектов авторского права в любой среде.

Павел Соломатин, InterMedia

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020