News

Ищите автора

На международном форуме лидеров креативных индустрий и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, проходившем в Технопарке Инновационного центра «Сколково» 26-27 апреля, состоялась сессия «Когда автор неизвестен» (при поддержке министерства культуры Российской Федерации).

Ничто новое не вырастает на пустом месте, и опора на традиции, на то, что было создано предыдущими поколениями, сегодня чрезвычайно важна для всех креативных индустрий. Цифровая среда открыла новые возможности потребления творческих продуктов, созданных в прошлые десятилетия. Это касается и моды, которая использует идеи, воплощенные художниками в картинах, и мультипликаторов, и создателей компьютерных игр, и промышленных дизайнеров – всех, кто занят творческой деятельностью.

Но, как отметил модератор сессии, президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев, проблема сегодня заключается в том, что в музеях, библиотеках и других собраниях хранятся творческие продукты, авторы которых не установлены. «Мы, безусловно, должны уважать авторские права. Но нужно понимать, что растущий спрос на творческие образцы, созданные в прошлом, не может быть удовлетворен по той причине, что число известных создателей не так велико, как хотелось бы». Например, генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Дуда заметил, что за всю историю книгопечатания в России, начиная с апостола Ивана Федорова, было издано около 10 миллионов книг. Но известны авторы только 1 миллиона произведений, а 9 миллионов считаются «сиротскими». И это касается не только библиотек, но всех сфер культурной жизни общества.  В Европе – то же самое: у более трети произведений не найдены авторы и правообладатели.

Но и «сиротские» (их еще называют «орфанными») работы охраняются авторскими правами наравне с произведениями, чьи авторы известны. И для использования «сиротских» по закону требуется разрешение правообладателя. Как быть добросовестному пользователю, если невозможно назвать автора или связаться с правообладателем, чтобы получить у него лицензию? Ведь он идет на риск: правообладатель может обнаружиться и обратиться в суд с иском о нарушении авторских и смежных прав – со всеми вытекающими последствиями. И это сегодня сильно тормозит развитие креативной экономики. Модельеры не могут использовать мотивы, узоры, формы, созданные неизвестными авторами. Музеи не могут выставлять картины. Огромное наследие неизвестных авторов лежит в хранилищах, и его невозможно использовать в научных исследованиях, образовательных программах, документальных фильмах и т.д. Именно поэтому требуется справедливое решение по произведениям-сиротам -- это одна из серьёзных задач в практике, регулирующей интеллектуальные права.

Наталья Ромашова, руководитель нормативно-правового департамента Министерства культуры РФ считает, что в этом деле для начала «необходимо установить общий порядок. Правительство России поручило Минкультуры подготовить проект федерального закона с поправками в часть 4 Гражданского кодекса РФ. Новый нормативный акт призван дать четкое определение что такое “сиротское” произведение».

Следуя международной практике, говорит представитель Минкультуры, таковым можно признать произведение, автор или правообладатель которого неизвестен или неизвестно его местонахождение. Но есть важное уточнение: “сиротским” произведение будет признанно только при условии, если был осуществлен тщательный поиск автора. Затем будет создан открытый реестр “сиротских” произведений который будет включать в себя фонограммы, книги, фотографии, музыкальные композиции, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.  За использование произведений из этого реестра нужно будет вносить плату, которая зависит от способа использования. Таких способов может быть три: воспроизведение, распространение экземпляров и доведение до всеобщего сведения.

Это, несомненно, правильное решение. Но есть вопросы. Например, кто должен произвести тот самый «тщательный поиск автора»? Анна Игнатенко, руководитель юридического отдела Музея современного искусства «Гараж», и Екатерина Удалова заместитель руководителя Центра инновационно-технологического и креативного предпринимательства Ханты-Мансийского автономного округа Югра Екатерина Удалова, обратили внимание на то, что поиски авторов и правообладателей порой занимают очень много времени. И если поиск не увенчался успехом, приходится отказываться от экспозиции «орфанной» работы. Либо музей, где хранится такое произведение, не соглашается подписывать договор с предпринимателем, которые хочет это произведение использовать – из опасения, что иск будет подан против музея.

Словом, искать автора – долгое дело. Может ли музей или библиотека содержать штат сотрудников, которые будут эти заниматься? Например, Вадим Дуда заметил, что стоимость каждой транзакции при поиске авторов «превосходит возможную выгоду, которую может принести контент». Сейчас в Российской государственной библиотеке создается Национальная электронная библиотека, которая объединит все книги в один реестр, включая и орфанные сочинения. Поэтому проблема доступа к произведениям, чьи авторы неизвестны, стоит особенно остро.

Анатолий Семенов, заместитель председателя РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям считает, что при использовании «сиротских» произведений можно применить практику нотариальных депозитов: «Если человек имеет обязательства перед кредитором, но не знает, как его найти, он обращается к нотариусу, переводит на его депозит сумму долга, и после этого уже нотариус занимается поиском кредитора, чтобы отдать ему долг. Если у нас будет специализированный нотариат в отношении “сиротских” произведений, то применение таких депозитов вполне допустимо».

«Право – это снова взаимного уважения, -- сказал Борис Есенькин, профессор, доктор экономических наук, заслуженный работник культуры РФ, кавалер ордена искусств и литературы (Франция), член-корреспондент Международной академии информатизации. --  На мой взгляд, в вопросе “сиротских” произведений все должно быть четко: всегда нужна фиксация права. Сейчас идет процесс перестройки потребление интеллектуальной собственности, при котором цифра нас поглощает. И если она создает при этом проблему использования орфанных произведений, то надо с ее же помощью эту проблему решать. И такие возможности сегодня есть».

Иван Засурский, президент Ассоциации интернет-издателей, руководитель кафедры новых медиа факультета журналистики МГУ имени Ломоносова предложил воспользоваться опытом европейских стран, в частности Германии. Например, если к моменту открытия выставки не удается найти автора или правообладателя произведения, юрист, занимающийся авторской практикой, пишет документ, подтверждающий, что автор не обнаружен. Это снимает риски судебного преследования. По мнению Ивана Засурского, государство может решать эту проблему разными способами, в том числе и выкупая права на произведения неизвестных авторов ХХ века.

И такие разные предложения путей и способов решения проблемы «сиротских» произведений прозвучали на сессии. Модератор Сергей Матвеев подытожил: «Я уверен, что предложенные нашим сообществом и поддержанные Министерством культуры подходы позволят обрести баланс интересов и найти точку, в которой будет обеспечена незыблемость авторского права и одновременно – доступность произведений для общества в самых разных формах и видах. Это даст дополнительные возможности для развития российской креативной экономики».

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020