News

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

IPQuorum 2021: Tech for Content посвятил деятельности музеев три сессии — «Музеи в цифровую эпоху», «Искусство. Цифра. Искусство» и «Если автор неизвестен». Эксперты обсудили юридические и экономические факторы, которые помогают цифровизации отрасли или, наоборот, создают препятствия при переходе в онлайн.

Среди приоритетных тем - как современные музеи могут превратиться из «хранителей» музейных ценностей в обладателей экономически выгодных интеллектуальных прав и как этому может ли помочь в этом государственная власть.

Начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева привела в пример проект Министерства культуры, благодаря которому музеи смогут разместить сведения о своих экспозициях, а Министерство поможет продвижению материалов в аудиовизуальном формате. «.. это витрина — и те, у кого возникает потребность получения изображения, должны точно понимать, в каком из музеев оно находится и обращаться к музею напрямую».

По данным Минкульта, к 2020 году Госкаталог музейного фонда РФ включает в себя более 16 миллионов описаний объектов музейных фондов. Вместе с тем, даже каталогизация, не говоря о качественных цифровых копиях объектов – непростая задача с точки зрения обеспечения технологиями и кадрами. Не могут похвастаться завершенными результатами даже крупные государственные музеи, имеющие технику и обученный штат.

Андрей Воробьев, заместитель директора Главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) Минкультуры России, сравнил ситуацию с созданием цифровых копий в отрасли с марафоном. «Все его участники оказались в разных условиях: одни только подходили к стадиону, другие долго пили чай, а кто-то давно бежал и не понимал, почему так поздно пригласили остальных».

 Модератор встречи, вице-президент российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ Россия) Сергей Богатырев поднял закономерный вопрос — что реально сегодня поможет малым музеям — краеведческим, региональным - которые не обладают целевыми ресурсами под цифровизацию?

Заместитель директора Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Наталья Чечель подтвердила осведомленность государства о наличие проблемы и попытках его решения в специальных программах поддержки, таких, как федеральный проект «Цифровая культура» или программа поддержки региональных музеев в рамках которой, министерство бесплатно предоставляет одно рабочее место по автоматизации учетно-хранительской деятельности для муниципальных музеев. Однако каталогизация и описание объектов музейного хранения – это лишь часть проблемы. Другая – возможность использования цифровых копий объектов  музейного хранения для создания современных продуктов. В этом заинтересовано все креативное сообщество, а Минцифры даже намерено субсидировать использование историко-культурного наследия производителями компьютерных игр. 

Решению этой проблемы - коммерческого использования музейных объектов мог бы способствовать диалог между музейными работниками и специалистами в сфере legaltech. И это еще один пример необходимой широкой коллаборации в интересах креативных индустрий. По мнению юриста Общероссийской общественной организации «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» Виталия Илларионова, музеи нуждаются не просто в создании цифрового реестра, а в ИТ-ресурсе, который позволит четко понимать, какие музейные объекты могут использоваться без ограничений, а для каких потребуется особое разрешение: «Возможно, при получении объекта в музейную коллекцию, стоит сразу же «очищать» права, поскольку как минимум цифровое использование в интернете неизбежно».

Широкое распространение цифровых технологий не только добавляет новые возможности работы музеев с предпринимательским сектором. Меняется и подход в работе с аудиторией.

Владимир Определенов, заместитель директора по цифровому развитию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, заведующий базовой кафедрой информационных технологий в сфере культуры НИУ ВШЭ заметил, что специалисты свыклись с тем, что разделение посетителей и объектов на виртуальные и реальные абсолютно не продуктивно при проведении лекций или экскурсий. «Ключ нашей новой философии заключается в том, что к этим, казалось бы, противоположным сферам бытия нужно относиться с равным уважением и равным вниманием».

Одним из успешных кейсов поделился руководитель отдела информационно-технического обеспечения и связи музея-заповедника «Царицыно» Алексей Лизунов. Огромную территорию музея непросто оцифровать, учитывая тот факт, что посетители приезжают в парк прежде всего чтобы насладиться природой. И всё же, несмотря на масштабы Царицыно теперь имеет онлайн-представительство с полной цифровой копией музея-заповедника. Знаковым стал проект «Царицыно в Майнкрафт». На основе проекта музей провел около двадцати различных онлайн-лекций.

Участники сессии были единодушны в том, что цифровые технологии не просто раширяют возможности музеев, но и придют им новый образ - хранители истории и культурных традиций становятся перспективными игроками рыночной экономики. Однако полностью освоить эту роль можно только при реализации проектов, основанных на коллаборации с другими креативными индустриями.

Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт» «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020