News

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

На IPQuorum 2021: Tech for Content сравнили эффективность различных способов противодействия пиратам

Борьба с пиратством вопрос не столько моральный, сколько экономический: когда авторы не получают вознаграждения, а инвесторы – прибыли, общество рискует остаться без новых получать творческих продуктов. Сегодня в России и в мире с сетевыми пиратами борются в рамках судебных процедур и секторальных соглашений между поисковиками и медиаплатформами. Каковы пределы автоматизации внесудебных блокировок? Возможно ли по умолчанию блокировать контент, размещенный без разрешения правообладателя? Этим вопросам была посвящена сессия ««Черные» и «белые» списки цифрового контента», состоявшаяся при поддержке Министерства культуры РФ.

60 процентов пиратских ссылок в многомиллионном черном списке Яндекса включены туда по жалобе медиакомпании StarMedia. Компании даже пришлось выделить специальное подразделение, которое «чистит» поисковую выдачу с использованием современных цифровых инструментов. Робот сличает содержимое сайтов с каталогом онлайн-дистрибьютора и в случае несовпадений обращается к поисковику с требованием удалить пиратскую ссылку. Казалось бы, проблему можно было бы решить куда проще – составить реестр добросовестных лицензиатов и обязать поисковики удалять ссылки на иной контент. Правообладатели могли бы совместными усилиями разместить информацию о тайтлах и их правообладателях в распределенной базе данных, а поисковикам осталось бы попросту сверяться с ней.

Для реализации такого решения надо учесть ряд значимых особенностей киноконтента, считает вице-президент по инновациям компании Star Media Никита Трынкин. Он напомнил, что у многих фильмов элементарно совпадают называния. В самом деле, как робот разберется, о какой «Китаянке» идет речь – Жана-Люка Годара или Абеля Феррары? Другая ситуация: азиатский кинопродюсер продал свой фильм на гонконгском кинорынке: как об этом узнают российские дистрибьюторы контента и поисковые системы? Никита Трынкин полагает, что «белые» базы должны включать не только названия картин, но и минимум информации о них, своего рода Сontent ID. Такая система должна была бы постоянно обмениваться информацией с аналогичными базами других юрисдикций, отслеживать все изменения, связанные с отчуждением права, истечением сроков лицензий, изменением условий лицензии.

Может показаться, что необходимость декларировать исключительное право входит в противоречие с Бернской конвенцией, согласно которой, авторское право не может быть формализовано, отметил заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. Однако, он пояснил, что те же США участвуют в Бернской конвенции, но тем не менее, настоятельно рекомендуют фиксировать права на контент в Библиотеке Конгресса, пусть авторские права по своей природе не требуют регистрации. Чтобы получить дополнительные инструменты защиты, такие как компенсации или изъятие оборудования, целесообразно заявить их заранее. «В англосаксонской традиции депонирование – аналог предупреждающего выстрела в воздух», – пояснил юрист.

Если «белые» списки являются для нашей страны "окном возможностей", в вопросе «черных» списков Россия не опережает, но и не отстает от других стран мира. Так, адвокат по вопросам интеллектуальной собственности и информационным технологиям компании Ferreira Pinto Педро Симоэш Диас рассказал, что с 2016 года в Португалии действует секторальное соглашение, аналогичное российскому Антипиратскому меморандуму. На основе этого соглашения уже были заблокированы 377 сайтов с нелегальным видео. «Португалия – маленькая страна», – иронично заметил Педро Симоэш Диас. Португальский меморандум уже в июле 2021 года может превратиться в закон.

Значение «черных», и «белых» списков постепенно, в перспективе десяти лет существенно уменьшится, считает директор Центра исследований культурной среды МГУ имени М.В. Ломоносова Олег Иванов. По его словам, поведение и потребительские модели людей постоянно меняются, а вслед за ними неизбежно будут меняться бизнес-модели контент-мейкеров. Не зря сейчас так много говорят об экономике внимания, впечатлений, в конечном счете – «экономике лайков». «Когда-то продюсеры говорили, что торренты отнимают у них 70 процентов прибыли. Мы исследовали аудиторию торрент-теркеров. Оказалось, что 30 процентам посетителей этих сайтов использование торрентов не мешает смотреть новинки на большом экране. 10 процентов – ищут на трекерах артхаусные, фестивальные фильмы. Остальные 60 процентов не ходят в кино, но и скачанные через торрент-трекеры фильмы тоже не смотрят, просто складируют их на жестком диске. Этот сегмент аудитории принципиально пассивен», – рассказал Олег Иванов.

Подводя итог дискуссии, ее модератор, президент Федерации креативных индустрий Сергей Матвеев заметил, что поведение людей в сети будет все больше определяться цифровыми экосистемами, направляющими пользователей по заранее известным и наиболее выгодным им маршрутам. «В будущем конкуренция за время человека приведет к тому, что «кормить» его впечатлениями будут легальные, качественные, адаптируемые к его пожеланиям платформы и экосистемы. Свою роль в создании этого будущего мира сыграют как черные, так и белые списки, ведь именно они будут определять поставку легального контента зрителю», – заключил эксперт.

Всего в течение двух дней на IPQuorum прошли свыше 60 сессий, дискуссий и мастер-классов. Все воркшопы были бесплатными и прошли на специальной площадке IPQlab.

Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.

Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.

Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт», «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».

Дополнительная информация

Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда – поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности.

Ассоциация IPChain создана в 2017 году Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), Банком «Новый век».

Партнерами Ассоциации и непосредственными участниками проекта IPChain выступают Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральный институт промышленной собственности.

Основная цель Ассоциации IPChain – формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.

IPQuorum – коммуникационный бренд – создан Ассоциацией IPChain и Евразийской конфедерацией обществ правообладателей с целью организации постоянно действующих международных коммуникационных площадок для диалога с мировым сообществом по вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики.

IPQuorum – трансграничная коммуникационная сеть, которая связывает участников мирового рынка интеллектуальной собственности, представителей творческих индустрий, отраслевых новаторов, экспертов-визионеров, венчурных инвесторов, национальных и международных регуляторов.

Под брендом IPQuorum на ежегодной основе проводится серия мероприятий в России и за рубежом, комплекс выставок, конференций, дискуссий, презентаций и бизнес-сессий, призванный стать драйвером качественных изменений глобального рынка интеллектуальной собственности, развития сфер изящных (beaux-arts) и промышленных искусств (arts industriels) как полноправных субъектов цифровой экономики.

Работа всех коммуникационных площадок IPQuorum направлена на поиск прикладных инфраструктурных и системообразующих решений для инновационного развития сферы интеллектуальной собственности.

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020