Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media
News
13 May 2021
От «Черных» списков к «белым» экосистемам
На IPQuorum 2021: Tech for Content сравнили эффективность различных способов противодействия пиратам
Борьба с пиратством – вопрос не столько моральный, сколько экономический: когда авторы не получают вознаграждения, а инвесторы – прибыли, общество рискует остаться без новых получать творческих продуктов. Сегодня в России и в мире с сетевыми пиратами борются в рамках судебных процедур и секторальных соглашений между поисковиками и медиаплатформами. Каковы пределы автоматизации внесудебных блокировок? Возможно ли по умолчанию блокировать контент, размещенный без разрешения правообладателя? Этим вопросам была посвящена сессия ««Черные» и «белые» списки цифрового контента», состоявшаяся при поддержке Министерства культуры РФ.
60 процентов пиратских ссылок в многомиллионном черном списке Яндекса включены туда по жалобе медиакомпании StarMedia. Компании даже пришлось выделить специальное подразделение, которое «чистит» поисковую выдачу с использованием современных цифровых инструментов. Робот сличает содержимое сайтов с каталогом онлайн-дистрибьютора и в случае несовпадений обращается к поисковику с требованием удалить пиратскую ссылку. Казалось бы, проблему можно было бы решить куда проще – составить реестр добросовестных лицензиатов и обязать поисковики удалять ссылки на иной контент. Правообладатели могли бы совместными усилиями разместить информацию о тайтлах и их правообладателях в распределенной базе данных, а поисковикам осталось бы попросту сверяться с ней.
Для реализации такого решения надо учесть ряд значимых особенностей киноконтента, считает вице-президент по инновациям компании Star Media Никита Трынкин. Он напомнил, что у многих фильмов элементарно совпадают называния. В самом деле, как робот разберется, о какой «Китаянке» идет речь – Жана-Люка Годара или Абеля Феррары? Другая ситуация: азиатский кинопродюсер продал свой фильм на гонконгском кинорынке: как об этом узнают российские дистрибьюторы контента и поисковые системы? Никита Трынкин полагает, что «белые» базы должны включать не только названия картин, но и минимум информации о них, своего рода Сontent ID. Такая система должна была бы постоянно обмениваться информацией с аналогичными базами других юрисдикций, отслеживать все изменения, связанные с отчуждением права, истечением сроков лицензий, изменением условий лицензии.
Может показаться, что необходимость декларировать исключительное право входит в противоречие с Бернской конвенцией, согласно которой, авторское право не может быть формализовано, отметил заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Анатолий Семенов. Однако, он пояснил, что те же США участвуют в Бернской конвенции, но тем не менее, настоятельно рекомендуют фиксировать права на контент в Библиотеке Конгресса, пусть авторские права по своей природе не требуют регистрации. Чтобы получить дополнительные инструменты защиты, такие как компенсации или изъятие оборудования, целесообразно заявить их заранее. «В англосаксонской традиции депонирование – аналог предупреждающего выстрела в воздух», – пояснил юрист.
Если «белые» списки являются для нашей страны "окном возможностей", в вопросе «черных» списков Россия не опережает, но и не отстает от других стран мира. Так, адвокат по вопросам интеллектуальной собственности и информационным технологиям компании Ferreira Pinto Педро Симоэш Диас рассказал, что с 2016 года в Португалии действует секторальное соглашение, аналогичное российскому Антипиратскому меморандуму. На основе этого соглашения уже были заблокированы 377 сайтов с нелегальным видео. «Португалия – маленькая страна», – иронично заметил Педро Симоэш Диас. Португальский меморандум уже в июле 2021 года может превратиться в закон.
Значение «черных», и «белых» списков постепенно, в перспективе десяти лет существенно уменьшится, считает директор Центра исследований культурной среды МГУ имени М.В. Ломоносова Олег Иванов. По его словам, поведение и потребительские модели людей постоянно меняются, а вслед за ними неизбежно будут меняться бизнес-модели контент-мейкеров. Не зря сейчас так много говорят об экономике внимания, впечатлений, в конечном счете – «экономике лайков». «Когда-то продюсеры говорили, что торренты отнимают у них 70 процентов прибыли. Мы исследовали аудиторию торрент-теркеров. Оказалось, что 30 процентам посетителей этих сайтов использование торрентов не мешает смотреть новинки на большом экране. 10 процентов – ищут на трекерах артхаусные, фестивальные фильмы. Остальные 60 процентов не ходят в кино, но и скачанные через торрент-трекеры фильмы тоже не смотрят, просто складируют их на жестком диске. Этот сегмент аудитории принципиально пассивен», – рассказал Олег Иванов.
Подводя итог дискуссии, ее модератор, президент Федерации креативных индустрий Сергей Матвеев заметил, что поведение людей в сети будет все больше определяться цифровыми экосистемами, направляющими пользователей по заранее известным и наиболее выгодным им маршрутам. «В будущем конкуренция за время человека приведет к тому, что «кормить» его впечатлениями будут легальные, качественные, адаптируемые к его пожеланиям платформы и экосистемы. Свою роль в создании этого будущего мира сыграют как черные, так и белые списки, ведь именно они будут определять поставку легального контента зрителю», – заключил эксперт.
Всего в течение двух дней на IPQuorum прошли свыше 60 сессий, дискуссий и мастер-классов. Все воркшопы были бесплатными и прошли на специальной площадке IPQlab.
Организаторы Форума – Министерство культуры Российской Федерации, Фонд «Сколково», Ассоциация IPChain. Соорганизаторами и партнерами Форума выступили Федерация интеллектуальной собственности (ФИС), Евразийская конфедерация обществ правообладателей (ЕАКОП), Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO), Научно-образовательный центр интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. Коммуникационный партнер Форума – агентство комплексных коммуникационных решений Prophet. Официальный партнер Форума – холдинг «Газпром-Медиа». Партнер вечернего мероприятия – Первое музыкальное.
Мероприятие прошло при поддержке Роскультцентра, Ассоциации продюсеров кино и телевидения (АПКиТ), Ассоциации анимационного кино России (ААК), Банка «Новый век», киностудии мультипликационных фильмов «Союзмультфильм», «Смыслотеки», MEDIANA, Russian Seasons, IPEX, IPCodex, Fonmix, Co-Fi, n’RIS, IPEX, Universal University, Alpina B2B.
Генеральные информационные партнеры IPQuorum 2021: Tech for Content – ТАСС и издательский дом «Коммерсантъ». Информационные партнеры – Forbes, «Российская газета», МИЦ «Известия», Союз журналистов России, информационное агентство InterMedia, «АртМосковия», газета «Культура», Евразийская патентная организация (ЕАПО), «КиноРепортер» – главный журнал о кино и телевидении, медиахолдинг «Регионы России», информационное агентство «Федерал Пресс», журналы «Стратегия», «Эксперт», «Инвест-Форсайт» и «Точка АРТ», порталы «Наука и жизнь», «Культуромания», ICT-Online, Expomap, Devdiscourse, ComNews, MovieStart, Telesputnik, MIXED.NEWS, Kino-Teatr.ru, ГАРАНТ, Агентство креативных индустрий, «Типичная Москва» и «Цифровая экономика».
Дополнительная информация
Фонд «Сколково» – некоммерческая организация, созданная в 2010 году и исполняющая функции управляющей компании Инновационного центра «Сколково». Цель Фонда – поддержка технологического предпринимательства в России и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности.
Ассоциация IPChain создана в 2017 году Фондом «Сколково», Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Российским союзом правообладателей (РСП), Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики (ИТМО), Российским авторским обществом (РАО), Ассоциацией правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), Банком «Новый век».
Партнерами Ассоциации и непосредственными участниками проекта IPChain выступают Министерство культуры РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) и Федеральный институт промышленной собственности.
Основная цель Ассоциации IPChain – формирование стандартов, технологий и инструментов взаимодействия участников рынка интеллектуальных прав в цифровой среде.
IPQuorum – коммуникационный бренд – создан Ассоциацией IPChain и Евразийской конфедерацией обществ правообладателей с целью организации постоянно действующих международных коммуникационных площадок для диалога с мировым сообществом по вопросам развития сферы интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики.
IPQuorum – трансграничная коммуникационная сеть, которая связывает участников мирового рынка интеллектуальной собственности, представителей творческих индустрий, отраслевых новаторов, экспертов-визионеров, венчурных инвесторов, национальных и международных регуляторов.
Под брендом IPQuorum на ежегодной основе проводится серия мероприятий в России и за рубежом, комплекс выставок, конференций, дискуссий, презентаций и бизнес-сессий, призванный стать драйвером качественных изменений глобального рынка интеллектуальной собственности, развития сфер изящных (beaux-arts) и промышленных искусств (arts industriels) как полноправных субъектов цифровой экономики.
Работа всех коммуникационных площадок IPQuorum направлена на поиск прикладных инфраструктурных и системообразующих решений для инновационного развития сферы интеллектуальной собственности.