News

Шах белой королевой

На международном форуме лидеров креативных индустрий и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content, проходившем в Технопарке Инновационного центра "Сколково" 26‒27 апреля, состоялась сессия "Черные и белые списки цифрового контента". Сессия проводилась при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Можно вздохнуть с облегчением: по данным международной компании Group-IB, объем рынка интернет-пиратства в России в 2020 году снизился на 7% по сравнению с предыдущим годом. Объемы нелегального просмотра росли до 2018 года - тогда они достигли 87 млн долларов. Потом началось сокращение черного рынка до 59 млн долларов в 2020 году. Но при этом количество запросов на просмотр бесплатного контента, напротив, выросло за год на 12% и достигло фантастической цифры - 11,8 млрд. Как отмечают авторы исследования, "основную выгоду от работы пиратских сайтов получают онлайн-казино и букмекерские конторы, которые размещают там рекламные баннеры, промокоды и ссылки". Кажется, потребитель всеми силами старается обойти запреты и получить бесплатно то, за что надо платить.

Но дело не только в том, что кто-то не платит за просмотр фильмов. "Пиратские сайты разрушают связь между создателями аудиовизуальной продукции и потребителем, - сказал во вступительном слове модератор сессии "Черные и белые списки" президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. - И это уже не вопрос морали: так, мол, делать нехорошо. Нет, разрушается креативная экономика. Если пойти дальше, это коренная проблема всей национальной экономики: будет она наращивать креативный сегмент или так и останется в нынешней сервисно-сырьевой парадигме". Добавим к этому: если права Group-IB, деньги, которые должны получать создатели креативной продукции, чтобы создавать новые фильмы, "уплывают в карманы" онлайн-казино и букмекерских контор. Это - негативная сторона свободного интернета.

Сессия "Черные и белые списки цифрового контента" посвящается борьбе с контрафактом, продолжил Сергей Матвеев. Сейчас формируются списки пиратских сайтов. У создателей контента пока есть только один механизм отстаивания своих прав: если обнаруживается незаконный показ, можно подать судебный иск, и сайт будет заблокирован. Причем делается это довольно быстро. Насколько это эффективно - большой вопрос, потому что творцов мало, а "черных" сайтов - несметное количество.

Но также сейчас обсуждается вопрос о создании "белых" списков сайтов, работающих в легальной зоне. Тогда можно будет четко разграничить: вот эта часть интернета правильная, а все, что за ее пределами, - незаконно.

Один из активных борцов с пиратскими сайтами - компания Star Media. Ее вице-президент Никита Трынкин говорит, что к ним (как и к другим площадкам, блокирующим пиратские сайты) поступают миллионы (!) заявок. Из них 60% блокирует Star Media. Но Никита Трынкин считает, что составление "белых" списков - жизненно важный для правообладателей процесс, который потребует отстройки ряда процессов. Например, существует немало фильмов и проектов, имеющих одинаковые названия. Скажем на запрос "Любовь до гроба" выпадет множество фильмов, созданных в разные годы и в разных странах. И откроется армада площадок, где это можно смотреть. Нужен реестр, или распределенная база данных, в которой фильмы были бы привязаны к площадкам, заключившим письменные договоры на показ фильмов с правообладателями, и стало бы ясно, что все, кто показывает контент без договоров, - "черные".

В связи с этим Сергей Матвеев заметил, что в 2019 году Государственная дума внесла поправки в статью 62 Гражданского кодекса, предусматривающие, помимо бумажных договоров, возможность производить запись о показе произведения в информационных системах. Но при этом сделана существенная оговорка: "Если обе стороны известны и система позволяет воспроизвести содержание сделки в неизменном виде". По мнению Матвеева, это означает, что легальные площадки действительно можно собрать в одну зону.

Однако это касается пока только национального права. А интернет-рынок безграничен, и у нас площадки в равной степени показывают и отечественные, и зарубежные фильмы. И последние под наш российский закон не подпадают. Анатолий Семенов, заместитель председателя Комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, считает, что здесь мы сталкиваемся с проблемой, которая на юридическом языке называется "запрет формальности". Другими словами - с неопределенностью регистрации объектов авторского права. И проблема касается не только авторского права, но и права распоряжения контентом. Пока этот момент не отрегулирован на международном уровне, подчеркивает Анатолий Семенов. Этот пункт должен быть прописан в законодательстве каждой страны, подписавшей Бернскую конвенцию. (Бернская конвенция об охране произведений и прав их авторов была подписана в 1886 году.) "А если произведение не зарегистрировано в достоверной базе данных, - говорит Анатолий Семенов, - то автор лишается права применять меры защиты. Например, такие как требование компенсации или уничтожения оборудования и носителей нелегального контента".

Проблема пиратства в интернете возникла лет 15 назад, когда пользователи в массовом порядке начали использовать торренты. И стало ясно, что новые технологии ломают устоявшиеся бизнес-модели. Об этом говорил на сессии Олег Иванов, директор Центра исследований культурной среды МГУ им. М.В. Ломоносова. И при этом меняется потребительское поведение зрителей. "Когда мы говорим о "черных" и "белых" списках, - сказал Олег Иванов, - мы пытаемся защитить сегодняшнюю модель и обеспечить функционирование экономики аудиовизуальной индустрии такой, какой она сложилась за последнее время. Мы думаем о "вчера", а надо думать о будущем. Понять, какие нас ждут трансформации в быстро меняющихся технологических условиях. Это касается в том числе и защиты авторских прав. Думаю, возникнут лет через десять совершенно другие модели, и проблемы "черных" и "белых" списков не будет. Мы сегодня должны понять, как будет потреблять контент человек, родившийся с айфоном в руке. И тогда уже выстраивать механизмы защиты авторских прав".

Возможно, эта позиция спорная. Однако в новом укладе экономики потребитель играет ведущую роль, и вся продукция в сфере В2С подстраивается под его вкусы и потребности.

По мнению Сергея Матвеева, которое он высказал, закрывая сессию, "в будущем конкуренция за человека приведет к тому, что ему будут доступны качественные, добротные, адаптируемые к его пожеланиям экосистемы. Наверное, чтобы дожить до этого, должны отработать свою задачу "черные" и "белые" списки площадок. Это необходимо, потому что экосистемы будущего могут работать только с легальным контентом. Но в конце концов все решит выбор потребителя".

А пока белая королева объявляет шах.

Автор: Александр Трушин

Other news

image

Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media

image

Knowledge without gaps: IPQuorum will talk about creating EdTech content

image

“You must be able to create and count money”: Gazprom-Media took part in the first session of IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Yuliana Slashcheva: "In the coming years, Russia will enter the top ten world animation powers»

image

For architects and residents - how technology is changing mass construction

image

Non-conference “ARTtalk. Art after the Creative Economy ” will gather online more than 10 thousand participants and more than 50 top speakers

image

IPQuorum 2021: How Innovative Technology is Changing the World Today

image

"Creating magic with light technology and a bold idea»

image

Content passion: IPQuorum will bring together the interests of content producers and consumers of creative products

image

The creative economy is always an experiment

image

Maxim Chepukhalin: "The audience is open to all media experiments"

image

"The connecting link between creativity and the economy is intellectual property"

image

Not TikTok united: IPQuorum will present 20 ways to create and promote content

image

Who in Russia to stream well: IPQuorum 2021 will bring together the main players of the music industry

image

Polina Askeri: "You need to communicate with art live"

image

IPQuorum 2021 Business Program Announced: Tech for Content

image

LegalTech: new weapons in the war against pirates

image

Leaders of Russian film production supported IPQuorum 2021

image

Investments in the creative sector: the new platform Co-Fi will enable creative workers to get financing

image

Focus on content: IPQuorum 2021 brings together leaders of the creative economy in Skolkovo

image

The concept of developing creative industries will allow Russia’s citizens to embrace tools to make money from their talents

image

Participants of online session Creative Global Talks discussed the future of the creative industries after the pandemic

image

The first Federation of creative Industries was created in Russia

image

The court ruled that Zaycev.net should pay 3.89 million rubles in favor of the rights holder

image

The Ministry of Culture of the RF has discussed a concept of creative industry development

image

LegalTech Review: current events in January

image

Sergei Matveev: “The music market is moving towards individual rights management”

image

Manufacturer of gas burners decided to make a similar logo to Tesla'x mark

image

Biocomputers, GMO plants, robots: innovations that corporations will patent in 2020