Valeria Brusnikina, manager of the IT projects portfolio of the IPChain Association, answers questions from foreign media
News
18 May 2021
Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021
Советник заместителя генерального директора холдинга «Газпром-Медиа» Давид Кочаров стал спикером пленарной сессии «Поставщики счастья, или экономика эмоций», которая открыла международный форум креативных лидеров IPQuorum 2021: Tech for Content. Это было его первое публичное выступление в новой должности — в апреле этого года Давид Кочаров перешел в «Газпром-Медиа» из онлайн-кинотеатра IVI, где занимал пост генерального продюсера. Кроме того, за его плечами — создание продакшен-студии Goose Goose Films, выпускающей топовые сериалы и развлекательные шоу для телеканалов СТС и «Россия».
Давид Кочаров отметил, что российский рынок цифрового контента на данный момент находится на этапе кардинальной трансформации: «Онлайн-платформы выходят в ранг и статус медиаигроков — производителей контента, и поэтому цифровой рынок продолжает меняться. Будущее — за ориджиналс, который сам себе делает маркетинг и сам себя продает. У платформ много внешних конкурентов: видеохостинги, блоги, телеканалы, которые борются за внимание зрителей. Преимущество онлайн-сервисов холдинга "Газпром-медиа" в том, что наша компания умеет и создавать лучший премиальный контент, и правильно считать деньги».
В апреле состоялся перезапуск крупнейшей российской видеоплатформы Rutube. Давид Кочаров вкратце рассказал о том, каким будет обновленный видеохостинг: «На платформе введена новая система рекомендаций, будет меньше рекламы, объем которой был преградой для притока пользователей, будут публиковаться собственный контент и образовательные программы. Кроме того, мы планируем привлечь ведущих российских видеоблогеров для совместного создания уникального контента».
По словам Давида Кочарова, на медиарынке, вопреки распространенному мнению, не происходит сокращения хронометража видеопродукции: «Люди готовы смотреть длинные фильмы. Телевидение зарабатывает рейтинги за счет показа блокбастеров, сегодня пользователи готовы платить за мировые премьеры и на платформах. Миллионы людей по всему миру сейчас смотрят новую "Лигу справедливости", которая идет четыре часа».
В завершение своего выступления Давид Кочаров назвал три тенденции, определяющие дальнейшее развитие рынка цифрового контента: «Первое — рискованно, но выигрышней всего вкладываться в блокбастеры, в большие и громкие истории, потому что будущее — за большим кино. Второе — нужно увеличивать объем контента, который соберет у экрана разные поколения, — я имею в виду так называемое семейное кино. И третья тенденция — разного рода смелые эксперименты. Они могут быть технологическими, форматными или сюжетными, ведь современная жизнь сама преподносит нам много новых вызовов. С точки зрения развития и экономики жить старыми форматами опасно и невыгодно».
Игровое кино, произведенное кинокомпанией «Централ Партнершип», входящей в холдинг «Газпром-Медиа», приобрело экспортную привлекательность. Например, спортивная драма «Движение вверх» является одной из самых кассовых российских картин в международном прокате (сборы за границей — 15 млн долларов). На сессии «Цифровой креатив на экспорт» в рамках IPQuorum 2021 генеральный директор кинокомпании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин отметил, что картины с элементами экшна и приключений имеют высокий экспортный потенциал: «"Движение вверх", "Серебряные коньки", "Огонь", "Чернобыль" — драмы по сути, но каждая имеет свою жанровую особенность. «Движение вверх» - экшн-драма, «Серебряные коньки» - романтическое приключение, «Огонь» - экшн-катастрофа. Нам кажется очень важным, чтобы в погоне за экспортным успехом кинопроизводители не потеряли наши национальные культурные особенности».
Серьезных успехов в производстве киноконтента добилась кинокомпания 1-2-3 Production, входящая в субхолдинг «Газпром-медиа Развлекательное телевидение» (ГПМ РТВ). Именно эта компания является создателем сериала «Эпидемия», который попал в топ-10 самого крупного международного онлайн-кинотеатра Netflix. Генеральный продюсер 1-2-3 Production Нелли Яралова, выступая на сессии «Один в поле воин: кинематографист новой формации», отметила, что будущее кино определяет грамотное совмещение новых технологий и творческой работы людей: «Компьютерная графика и использование новейших технологических решений в производственном процессе очень важны и необходимы для современной киноиндустрии. Но помимо захватывающих спецэффектов в фильмах и сериалах должны быть трогательная актерская игры, интересные режиссерские приемы, грамотная работа оператора и многие другие факторы, которые зависят только от творческой деятельности человека, а не от искусственного интеллекта».
На IPQuorum 2021 «Газпром-Медиа» затронул не только тему эволюции рынка киноконтента, но и трансформацию сферы образовательных технологий. Холдинг провел партнерскую сессию «EdTech-контент: образование, не выходя из виртуальной реальности». Модератором дискуссии выступила руководитель проектов блока цифровой трансформации холдинга «Газпром-Медиа» Анна Бохмат. По ее словам, EdTech — более широкое понятие, чем просто онлайн-образование. Оно объединяет все существующие технологии — от интерактивных досок до VR/AR-шлемов и очков. Анна Бохмат привела статистику роста EdTech-рынка: если в 2019 году он был оценен в 6,1 трлн долларов, то к 2030 году ожидается отметка в 10 трлн долларов. Согласно данным HolonIQ, за 2020 год в EdTech-стартапы было инвестировано 16,1 млрд долларов, что в два раза больше, чем за пару лет до этого. Особенно мощной была динамика рынка в России.
Преподаватели все чаще обращаются к разработчикам VR/AR-контента для «виртуализации методологии». Директор по развитию VR/AR-направления компании ЛАНИТ-Интеграция Денис Тимохин рассказал о показательном кейсе в плане использования технологий виртуальной реальности для обучения детей. С помощью шлема виртуальной реальности ученики попадали в комнату, где отвечали на вопросы, выбирая фигурку животного и перевоплощаясь в него. «Такая ролевая игра не только приводила к пониманию ребенком проблемы или задачи, но и помогала сформировать вывод, который сохранялся в виде видеофайла, так что следующая группа ребят могла с ним ознакомиться и тоже чему-то научиться. В мире взрослых по этим же лекалам можно было бы построить обучение техникам продаж или переговоров», — подчеркнул Денис Тимохин.
По его мнению, с помощью VR-технология в ближайшем будущем будут сформированы полноценные виртуальные классы. Плюсом этой технологии является и то, что человеку в шлеме куда труднее отвлечься, чем студенту за компьютером.
Управляющий партнер компании «Смыслотека» Сергей Гевлич убедился на собственном опыте, что наиболее качественный эффект в образовательном процессе наблюдается при переходе из офлайна в онлайн. Он привел пример: в одной из школ Санкт-Петербурга уроки сдвоены так, чтобы на первом из них дети написали сценарий будущего видеоролика, а на втором воплотили бы задумку в жизнь, работая в команде. В результате дети забывают о переменах, в работу включаются ученики из других классов. «Мотивация смещается с традиционной оценки на командное творчество. Убежден, что сегодня есть запрос не на знания как таковые, а определенные компетенции и навыки. Важно, чтобы человек сам формировал свой навык целеполагания», — уверен Сергей Гевлич.
По мнению эксперта образовательной программы «Бизнес-мышление в цифровой действительности» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, основателя Neuromap.tech и платформы Teal.One Романа Рабиновича, один из новых трендов — спрос на гибкие образовательные программы: «Если еще недавно считалось правильным еженедельно предлагать обучающемуся новый образовательный модуль, то сейчас ставка делается на то, чтобы сам студент озвучивал тему, которой хотел бы заниматься. Появился спрос на преподавателей, способных выстроить свой курс на основе обработки результатов работ студентов, то есть от педагога требуется умение работать с базами знаний, чего пока нет, и Data Science так и не институализирована в России как специальность».
Эксперт добавил, что игроки EdTech-рынка сами разрабатывают и формируют курсы, компетенции и практики для пока еще не существующих специальностей: «Нельзя работать только на потребу рынка, плетясь за трендами. Я надеюсь, что на стыке образования и технологий появится некая новая методология, что-то наподобие того, что делают “Шанинка” или Британская высшая школа дизайна. Пора поменять ставку — с контента на методологию преподавания».
Крупные корпорации наиболее заинтересованы в развитии нового образования, поскольку их главная цель — приобрести компетентного специалиста. Корпорации идут на риск, инвестируя в еще несуществующие профессии, и таким образом, порождают сегодня спрос на новые специальности, на новые инструменты и методы обучения, считает директор образовательных программ благотворительного фонда «Система» Юлия Селюкова. По ее словам, «корпорации действительно готовят грамотных “ремесленников” в самом хорошем смысле слова, но это — не про высшее образование, не про “подумать”, не про смыслы или исследования. Но в том и заслуга EdTech, что они позволяют уменьшить число университетов, увеличив число колледжей».
Переход контента в цифровую среду диктует новые условия для рекламодателей и sales-менеджмента крупных медиакомпаний. Руководитель отдела рекламных продуктов «Газпром-Медиа» Наталья Исангулова отметила тренды, важные для видеорекламы:«Это адресность предлагаемого видеоконтента и, безусловно, его интерактивность. Диджитал инструменты на ТВ хороши тем, что они дают рекламодателям обратную связь с аудиторией. Поэтому мы начали активно экспериментировать с различными интерактивными инструментами. Кроме хорошо зарекомендовавших себя механик, мы видим интересный результат и в рекламе сQR-кодами: за последний год конверсия с одного QR-кода выросла в два-три раза. Темп роста этих конверсий не останавливается. Для рекламодателя обратная связь очень важна, потому что можно обеспечить не только продажи товара, но и собрать данные и изучить аудиторию, которая реагирует на предложение»