Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ
Новости
22 апреля 2021
«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»
«Мир живет в новой реальности, где VR-, AR- и XR-технологии проникают в индустрию развлечений, а онлайн-концерты становятся популярнее офлайн-аналогов», — рассказал в интервью «Популярной механике» сооснователь компании Sila Sveta Александр Ус. Уже 27 апреля он примет участие в деловой сессии «Концерт как по цифре: новая реальность для концертной деятельности» на полях международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content в Технопарке Инновационного центра «Сколково».
Каковы, на Ваш взгляд, перспективы онлайн-концертов с использованием VR- и AR-технологий?
Это наше неминуемое будущее. Пандемия показала, что мир готов к новой эпохе. Совещания, свидания и дружеские встречи по видеосвязи стали нашей рутиной. Онлайн-концерты и онлайн-фестивали, которые платформы начали активно проводить сразу после того, как в регионах были объявлены карантинные ограничения, собирали миллионы просмотров. Один VK Fest собрал 280 млн просмотров с 15 по 21 мая 2020 года.
Однако для того, чтобы воспроизвести в дистанционном режиме вайб живого концерта, простой трансляции недостаточно: нужны технологии погружения. Вопрос только в девайсах, которые пока имеют ряд ограничений.
Как только производители найдут решение и сделают устройство, которое позволит долго поддерживать беспрерывную интернет-связь, VR и AR станут неотъемлемой частью нашей жизни, а на место фонов для Zoom придут полноценные 3D-декорации. Например, осенью прошлого года мы украсили виртуальными объектами лайвстрим Билли Айлиш.
Расскажите чуть подробнее, как именно устроены концерты с использованием VR/AR/XR. Как выглядят такие концерты для зрителей и для исполнителей? Какими техническими средствами этого достигают?
Здесь все просто. Как я уже говорил, с вынужденным ростом популярности онлайна люди быстро поняли, что простая трансляция изображения и звука из студии — это еще не концерт. Концерт — это, например, выступление поп-исполнителя внутри многопользовательской онлайн-игры или анимационного фильма. В стандартном случае для артиста разрабатывается специальная виртуальная локация, а датчики синхронизируют этот виртуальный мир с его движением в кадре. Подобные технологии давно используются в компьютерных играх и спецэффектах блокбастеров. При этом зрители зачастую могут влиять на виртуальное окружение артистов своими лайками и комментариями — изменять объекты дополненной реальности и даже выводить на экран собственные фото и видео.
Предположу, что совсем скоро изображение без AR-составляющей будет считаться полуфабрикатом, а зрительские впечатления от онлайн-концертов ни в чем не будут уступать впечатлениям от лайвов. Представьте, что вы можете подключиться к огромной аудитории, увидеть бесконечные возможности виртуальных декораций и своего любимого артиста с любого ракурса или поговорить с людьми по всему миру, при этом не тратя огромные деньги на перелеты. Заплатил 20 долларов, надел шлем — и полетели! Выглядит это очень привлекательно.
Ваша компания возникала 13 лет назад и работает в довольно широком спектре жанров: мультимедийный Маяковский, презентации Audi, Lamborghini, Samsung, проекционная ретроспектива по случаю 60-летия гостиницы «Украина». В какой области сейчас идут самые интересные процессы с точки зрения творческих и технологических возможностей?
У нас много сложных и творчески смелых проектов, но они выполняют разные задачи. Где-то на первый план выходит использование новой неопробованной технологии, как, например, в проекте, который мы сейчас делаем в XR-студии. Или проекция на кинетику — как в случае с Lamborghini. В США нас вообще считают главными специалистами по автомобильным презентациям — впору открывать отдельное направление.
Но бывает, что на первый план выходит сценарий — так произошло в проекции с Маяковским. Здесь мы попробовали себя в уличном жанре mapping и выстроили некую сложную драматургию. На Центральный павильон ВДНХ проецировалась сложная композиция из текстов, графики, видео, отсылающих к личности Маяковского, его времени, культурно-историческому контексту его творчества и жизни. Тотальность впечатления достигалась также за счет аудиодорожки с записями стихов. Главное для нас — добиться отклика у зрителя, его максимального вовлечения. Чтобы случилась та самая магия на стыке технологий и дерзкой идеи.
Главная тема международного форума IPQuorum 2021: Tech for Content — роль технологий в производстве, дистрибуции и монетизации контента. Какие технологии используете вы?
Контент Sila Sveta — это визуальность: от световых проекций до видеоинсталляций, от стейдж-дизайна до VR/AR. Чтобы произвести этот контент, нужны и программисты, и дизайнеры, и технические специалисты. В нашей индустрии ты не можешь быть просто «творцом», ты должен разбираться в архитектурных и инженерных особенностях зданий, знать самые современные дизайнерские пакеты, ориентироваться в новейших программных продуктах.
Конечно, сильный визуал нужен в первую очередь event-индустрии. Концерты, спектакли, выставки, презентации, торжественные церемонии — традиционная точка приложения наших профессиональных усилий. Больше всего в лазерных, цифровых, видеотехнологиях нуждается концертная отрасль. Прежде всего, музыкальные фестивали. Световое оформление фестиваля Outline в свое время производило не меньшее впечатление, чем, собственно, музыка. Это одно из наших главных достижений. Однако у многих фестивалей до сих пор есть сильный пробел в качестве такого важного компонента шоу, как стейдж-дизайн и световые инсталляции. Для света естественно идти рука об руку со звуком, однако бить лазерами из всех углов недостаточно — представление должно быть концептуальным, отчетливо выражать идею.
Впрочем, с началом пандемии и схлопыванием event-рынка мы все чаще стали думать о себе как о tech-driven компании. Мы увеличиваем штат разработчиков, пытаемся создавать собственные решения на основе «подрывных» технологий, всего, связанного с XR (extended reality — расширенная реальность), комбинированием реальных и виртуальных объектов. Эти технологии, очевидно, подходят не только для онлайн-концертов, но и для самых разнообразных коммуникаций эпохи distant.
IPQuorum рассматривает интеллектуальную собственность как важнейший инструмент монетизации креативных индустрий. Как Sila Sveta работает со своим интеллектуальным продуктом?
Очень просто: мы его продаем. В нашей стране идеи почему-то считаются чем-то несущественным. Все сконцентрированы на оборудовании, материалах, в лучшем случае — человеко-часах. Но в нашем бизнесе идеи — самое дорогое. Найти на рынке высококлассного дизайнера или разработчика не составит большого труда, но вместе с тем люди, способные создать креативную концепцию с нуля, — штучный продукт. Наше главное предложение — это именно идея. Заказчик вполне может купить концепцию, а для ее реализации подыскать другого исполнителя.