Новости

Максим Чепухалин: «Аудитория открыта
ко всем медиа экспериментам»

26 и 27 апреля в Москве, в Инновационном центре «Сколково» пройдет IPQuorum 2021: Tech for Content. Он объединит музыкантов, дизайнеров, архитекторов, блогеров, представителей индустрии моды, рекламы, кино, музейной и театральной сфер, а также инновационных лидеров и визионеров, чтобы обсудить основные тренды в создании и дистрибьюции цифрового контента. Один из участников форума — Максим Чепухалин, продюсер видеоконтента, главный видеохудожник МХАТ им. Горького, рассказал журналу Точка ART о будущем технологий для создания мультимедийного оформления спектаклей и их востребованности у современных зрителей.

Точка ART: Максим, если что-то в производстве видео-контента, о чем ещё 5-10 лет назад вы могли бы сказать: «Такого не может быть!»? Какие технологические достижения в этой области вас больше всего удивляют и вдохновляют весной 2021 года?

Максим Чепухалин: Больше всего меня поражает то, как на данный момент развились технологии игровых движков. И то, что сейчас классический рендер, требующий больших ресурсов как от «железа», так и от сети, уходит в прошлое. И 2021 год показывает нам, что будущее за real-time рендером, что многие студии отказались от классических технологий в пользу игровых движков. Таких как unity или unreal engine.

И если 10 лет назад было невозможно проводить эксперименты со светом, с тенями, с различными отражениями, потому что это требовало достаточно серьезных ресурсов, то сейчас достаточно пары кнопок, чтобы создать большее количество интерактивных вариантов. Сейчас можно в режиме реального времени увидеть практический результат и при этом очень достойного качества. Внедрение этих игровых движков в производство видеоконтента меняют классический рендер.

В театральной индустрии мы тоже движемся в эту сторону. В процессе постановки спектакля, во время репетиций появляется возможность в режиме реального времени менять декорации, это очень удобно. Это раскрывает для нас множество технологических возможностей за меньший бюджет.

Точка ART: Как современные технологии влияют на аудиторию, на ваш взгляд, она открыта к экспериментам или, наоборот, придерживается консервативного подхода к произведениям искусства?

Максим Чепухалин: Однозначно, аудитория открыта ко всем медиа экспериментам. Более того, это сейчас тренд. Начиная с того, как года четыре назад массово начали выпускаться иммерсивные постановки с применениями мультимедиа, различные онлайн-выставки. Пандемия дала возможность привыкнуть к получению нового опыта и переживаний в онлайне. Плюс появился некий интерактивный сторителлинг, трансформирующий зрителя из пассивного наблюдателя в активного участника, влияющего на процесс. Это показывает нам популярность направления. Аудитория открыта, готова, хотя зрителя технологиями ради технологии уже не удивишь и не привлечешь. Это радует, потому что режиссерам, сценаристам, постановщикам теперь действительно легче доносить свои мысли и идеи. Когда технологии становятся действительно средством выражения, а не неким исключительным фактором, на который зритель обращает внимание.

Точка ART: Как вам кажется, может ли использование AR, VR, цифровой голографии и других диджитал-инноваций, затмить традиционное искусство актера и режиссера и превратить театр в высокотехнологичный аттракцион или, наоборот, даст новые точки роста?

Максим Чепухалин: Театр является основополагающим элементом развития культуры. Я уверен, что все эти технологии, AR/VR, голография, интерактивные спектакли, все является частью декораций, средствами художественной выразительности. Высокие технологии есть повсюду, начиная с мультимедиа-шоу городского масштаба, как, например, «Фестиваль света», заканчивая простыми, более локальными, рекламными мероприятиями.

При этом традиционное искусство актера и идеи, которые закладываются режиссёром, ни в коем случае не уйдут на второй план. Традиции театра первичны, они основополагающие, художественные средства подбираются уже под задачу, под контекст. Бывает, что самые проникновенные работы создаются в минимальных сценических декорациях, некоторые построены исключительно на театральном свете, то есть сцена, свет, актер, и этого более чем достаточно, чтобы раскрыть драматургию. И здесь появляются новые точки роста. Чем больше у нас художественных средств выражения, тем интереснее мы можем выражать режиссерскую мысль. С развитием технологий у нас будет больше инструментов.

Точка ART: Каким вы видите развитие видеоарта в ближайшие годы?

Максим Чепухалин: Начать можно с того, что видеоарт появился на Западе, как некий протест против технологий массовой культуры, которые были заняты публичным дискурсом навязывания модели поведения, постулированием нашей реальности. И видеоарт был неким выходом, который открывал другую сторону применения технологии и придавал ей абсолютно иное значение. Видеоискусство является не только самовыражением художника, но и обращает наше внимание на проблемы общества.

У видеоарта очень много форм, инсталляция, перфоманс, интерактив, монтаж и графика, и прочее… Он всегда предполагает некий эксперимент, некую подвижную и мозаичную структуру, наполненную смыслами, аллегориями. Видеоарт никогда не был буквальным.

Мы сейчас всем человечеством оказались в очень двойственной ситуации для нас. С 2000-х мы очень резко повысили объем потребляемой информации, поменялись средства массовой культуры с развитием соцсетей, различных социальных платформ. Начали с Facebook, а теперь есть Tik-Tok, Instagram, нейросети, NFT — арт. И все меньше и меньше секунд у производителей контента, чтобы завладеть нашим вниманием, вниманием человека. Двойственность ситуации в том, что в геометрической прогрессии идет развитие этих технологий, но процесс познания и осознания более медленный. И в этом контексте, совместно с эволюцией средств массовой культуры и идет развитие видеоарта.

Точка ART: Какие темы, которые будут подняты на IPQuorum 2021: Tech for Content, вам сейчас наиболее интересны и почему?

Максим Чепухалин: Интересны темы, связанные с развитием медиа, рекламы и театральной индустрии. Во многом потому, что именно эти технологии и их применение влияет на дальнейшее развитие культуры и художественных практик. Очень интересна тема, связанная с влиянием цифровизации на мышление человека. Каким образом оно меняется и как с ним работать в театре.

Другие новости

image

Ответы управляющей портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain Валерии Брусникиной на вопросы зарубежного СМИ

image

Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность

image

Кино и образование: холдинг «Газпром-Медиа» принял участие в форуме креативных лидеров IPQuorum 2021

image

Дипфейк, виртуальные декорации и другие технологии для кино: друзья, враги или спасители?

image

От Пушкина до цифрового кальмара: в Сколково завершился IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Жесткий маркетинг мягкими лапками

image

Стихия творчества, или Вселенная Marvel: креативная индустриализация как национальная идея

image

Ищите автора

image

Философия и экономика музеев в эпоху цифры

image

От «Черных» списков к «белым» экосистемам

image

Шах белой королевой

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

Цифровые технологии спасут художника от бедности, а искусство — от забвения

image

Музыка есть, магии нет: почему нейросети не смогут заменить настоящих музыкантов

image

На IPQuorum обсудили современное искусство, котиков и Пола Маккартни

image

Тренды legal design: договор как комикс — юрист как художник

image

Методология круче контента

image

Мода уходит в цифру: из чего будет состоять гардероб миллениала?

image

Российский экспорт, «взрывающий мозг»

image

Государство и креатив: как обеспечить импульс развития новой индустрии

image

Министерство культуры РФ поддерживает инициативу предпринимательского сообщества: эксперты IPQuorum подробно обсудили возможности использования «сиротского» контента

image

Российская государственная библиотека вошла в инфраструктуру сети блокчейн IPChain

image

Лаборатория технологий Ассоциации IPChain стала первым партнером «Сколково» в сфере креативных индустрий

image

От “Простоквашино” к блокбастерам: на IPQuorum рассказали о новых способах захватить внимание зрителя

image

Знания без пробелов: на IPQuorum расскажут о создании EdTech-контента

image

«Надо уметь и творить и считать деньги»: «Газпром-Медиа» принял участие в первой сессии IPQuorum 2021: Tech for Content

image

Юлиана Слащева: «В ближайшие годы Россия войдет в десятку мировых анимационных держав»

image

Архитекторам и жителям — как технологии меняют массовое строительство

image

IPQuorum 2021: как креативные технологии меняют мир уже сегодня

image

Неконференция «АRТtalk. Искусство после креативной экономики» соберет онлайн более 10 тысяч участников и более 50 топовых спикеров

image

«Создаем магию с помощью световых технологий и дерзкой идеи»

image

Страсти по контенту: IPQuorum объединит интересы производителей и потребителей креативной продукции

image

Креативная экономика - это всегда эксперимент

image

«Связующее звено между творчеством и экономикой ─ интеллектуальная собственность»

image

Не ТикТоком едины: на IPQuorum представят 20 способов создания и продвижения контента

image

Кому на Руси стримить хорошо: IPQuorum 2021 соберет главных игроков музыкальной индустрии

image

Полина Аскери: «С искусством нужно общаться вживую»

image

Объявлена деловая программа IPQuorum 2021: Tech for Content

image

LegalTech атакует пиратов

image

Лидеры российского кинорынка поддержали IPQuorum 2021

image

Инвестиции в креатив: новая платформа Co-Fi позволит творцам получить финансирование

image

Акцент на контент: IPQuorum 2021 собирает лидеров креативной экономики в Сколково

image

Концепция развития креативных индустрий даст гражданам страны инструменты монетизации их талантов

image

Участники Creative Global Talks обсудили будущее творческих индустрий после пандемии

image

В России создана Федерация креативных индустрий

image

Суд обязал Zaycev.net выплатить 3,89 млн рублей в пользу правообладателя

image

В Минкультуры России обсудили концепцию развития творческих индустрий

image

LegalTech Review: главное за январь

image

Сергей Матвеев: «Музыкальный рынок движется в сторону индивидуального управления правами»

image

Производитель горелок из Тулы захотел похожий на логотип Tesla товарный знак

image

Биокомпьютеры, ГМО-растения, роботы: какие инновации патентовали корпорации в 2020 году